57-летняя Екатерина Перевалова с диагнозом псориатический артрит два месяца не принимает лекарства. Как объяснили в аптеке Куйтуна, лекарства «Сульфасалазин» и «Мелоксикам» исчезли из свободной продажи. Они стоили около 300 рублей за пачку. В месяц женщине надо было по две пачки. Покупали их свободно то в Куйтуне, то в Иркутске.
Посёлок Куйтун с населением около 10 тысяч человек находится в 380 километрах от Иркутска. В нём есть районная больница. Но, как рассказала ЛБ дочь Екатерины и Игоря 33-летняя Алёна Львова, в трёхэтажном здании, оставшемся с советских времён, приём ведёт один фельдшер, к нему большие очереди. Узких специалистов нет. Екатерину Перевалову возят на приём в Иркутск, в ревматологию горбольницы № 1. Запись на приём ведётся за два месяца, предварительно надо сдать анализы и оформить направление в Куйтуне. К выезду в Иркутск, чтобы подобрать лекарства-аналоги для мамы, семья только готовится.
Добираются Переваловы до областного центра на машине пять часов. До Иркутска ходят автобусы и поезда, но женщина с больными суставами не может вынести в них долгую дорогу. Особенно сложно ей садиться в поезд, потому что в Куйтуне нет платформы.
Диагноз полиартрит Екатерине поставили в 2016 году, дали третью, рабочую, группу инвалидности. Но работать женщина не может, в движениях ограничена, атрофированы мышцы на пальцах рук. До заболевания она работала поваром. Её муж 60-летний Игорь Владимирович — резчик по дереву. Два года назад он начал активно вести страницы в соцсетях, чтобы была возможность продать свои изделия и купить для жены лекарства, а также отправить её в санаторий.
Постоянной работы в посёлке Игорь найти не мог. Недолго работал столяром, учителем трудов в школе. Но, с тех пор как в школах запретили работать людям без специального образования, найти новое место работы не смог. Продавать деревянные фигуры жителям села оказалось невыгодно: предлагали по 100 рублей.Тогда дочь Алёна и предложила создать страницу в Instagram (признана экстремистской). Фигуры, которые Перевалов делал всю жизнь и складывал в кладовку, раскупили за два месяца. Собранных денег хватило на санаторий — Екатерина прошла курс лечения на Алтае.
До этого года у супругов Переваловых не было собственного жилья. Когда их трое детей выросли, они продали свой дом и разделили деньги между детьми, чтобы купить им жильё. Сами жили с семьёй старшей дочери Алёны в квартире в аварийном бараке. Весной 2022 года мэр Куйтуна Алексей Мари выделил ставшему уже известным мастеру Перевалову здание старой поселковой школы под жильё. Там же Перевалов хотел открыть собственную школу резьбы по дереву. Семья начала там большой ремонт. В сентябре этого года мэр Мари был арестован по обвинению в контрабанде леса в Китай. Передать дом семье в безвозмездное пользование он не успел. Новая администрация предложила Переваловым выкупить дом за 300 тысяч рублей. Это для них большие деньги.
Сейчас Игорь Перевалов на своих страницах в соцсетях ведёт сбор уже не для супруги, а для ремонта и выкупа здания школы. Собрать деньги на лекарства теперь недостаточно, препаратов просто нигде нет. «Если у кого-то дома есть такие лекарства и он сможет поделиться ими с мамой, мы будем благодарны», — говорит дочь Переваловых Алёна.