В начале 50-минутного видео Свитнев говорит, что даёт интервью добровольно. Его привели из камеры, и он заранее дал согласие на запись разговора, надеясь созвониться с родителями.
По словам 37-летнего Свитнева, в конце сентября прошлого года к нему домой с повесткой пришли сотрудники военкомата и полицейские. Он как раз приехал с вахты из Новосибирска, где работал на строительстве моста.
После мобилизации его и других мужчин, как говорит Свитнев, «возили из части в часть, как стадо, где мобилизованные пили, спали и копали окопы». Жили военные в палатках. Кроме рытья укреплений, по словам пленного, мобилизованные изучали способы оказания медицинской помощи и два или три раза ходили на стрельбы. Свитнева сначала записали в стрелки, он служил в 74 мотострелковой бригаде.
Потом стал снайпером. Как он говорит, ему выдали снайперскую винтовку Дегтярёва, но воспользоваться ею не смог, так как оружие было неисправно.
«Её (винтовку — ЛБ) из хлама собрали, — объясняет Свитнев. — Человек взял на складе восемь винтовок, из них собрал четыре. У нас на троих была одна винтовка».
В Украину бригаду Свитнева перебросили 27 декабря 2022 года. Место дислокации пленный не сообщает. До Нового года мобилизованные копали окопы. Свитнев рассказывает, что первого января по казарме рядом с их окопами прилетел снаряд. Погибли около 200 человек. Судя по всему, речь идёт об ударе по лагерю в районе Макеевки самопровозглашённой ДНР.
— За что они (мобилизованные — ЛБ) умерли? — спрашивает журналист.
— Из-за телефонов… (В Министерстве обороны заявляют, что военные в Макеевке погибли из-за того, что нарушили приказ и звонили в новогоднюю ночь родным. По сигналам расположение лагеря вычислили украинские военные — ЛБ) Когда мобилизованных подорвали, командиры стали ругаться, отобрали телефоны, растусовали по всей деревне, чтобы мы «не светились».
— За какие идеи погибли эти люди? — переспрашивает журналист.
— По мобилизации…
— Что по мобилизации вы приехали сюда делать?
— Освобождать вроде бы как… — замолкает Егор
— От кого?
— Украинцы — наш враг… Я у вас в плену… Вообще не могу понять… Собрали, отправили, сказали, что на границе будем охранять склады, стратегические объекты. Сначала сказали, что будем возить гуманитарную помощь… — пленный снова замолкает.
Егор говорит, что в середине января его бригаду отправили в Донецк, где 10 дней военные жили в бункере. После этого из них сформировали две группы. Остальных военных оставили, чтобы пополнять подразделение в случае потерь.
«Пацаны трёхсотые (раненые — ЛБ) и двухсотые (погибшие — ЛБ). До сих пор лежат, кто заминированные. Не подойти, не подобраться. Было несколько позиций, кто смог вынес…», — вспоминает Свитнев.
В феврале Егора отправили в Донецк, где военные жили в подвале пятиэтажного дома, 25 февраля привезли в посёлок Опытное. Неделю бригада стояла там. «Ничего не делали, меняли друг друга. Питались сухпайками, их ходили на всех получать ДНРовцы», — рассказывает Свитнев. После этого его снова перевели в Донецк.
Журналист попросил описать последний перед пленом день. По словам Свитнева, ночью военные не спали — их обстреливали. Командир отправлял на штурм позиций украинских войск несколько групп, все они не вернулись. Были погибшие и раненые. «Командир попросил нас (далее в рассказе Егор упоминает сослуживца Павла, вместе с которым он попал в плен — ЛБ) встретить и показать дорогу людям с другой позиции. Сам он с нами не пошёл. Нас обстреляли», — продолжает рассказ пленный. Вдвоём с Павлом они оказались на открытом месте, потом они увидели украинских солдат, которые их взяли в плен.
«На мясо пришли мы, это я понял. А кого освобождать, не понял. Нахер нас сюда отправили», — рассуждает Свитнев.
На вопрос журналиста, о чём он обычно разговаривал с сослуживцами, Егор ответил, что беседовали о доме. «Говорили друг другу — приедем домой, нажрёмся», — улыбается Свитнев. По его словам, дома его ждут родители и трёхлетняя дочь. С гражданской женой он в последнее время не жил. Журналист спросил, когда Свитнев в последний раз читал книгу. Тот ответил, что в украинском плену, а до этого — только в школе.
Во время записи интервью в Железногорске-Илимском, где живут родители Егора, было около двух часов ночи. Сначала телефон матери не отвечал, потом журналист всё-таки дозвонился. Свитнев сказал, что волнуется и попросил закурить. Он поинтересовался у матери, давала ли она деньги для его дочери. Потом сказал, что надеется, что его обменяют. Мать Егора обратила внимание на ссадину у него на носу, а прощаясь с сыном стала целовать экран телефона.
В заключение журналист предложил Свитневу сказать несколько слов землякам. Он несколько секунд молча смотрел в камеру, потом сказал: «Спасибо за видеообращение».
Видео с двумя военнопленными, которые представились как Егор Свитнев из Железногорска-Илимского и Павел Аникин из Биликтуя Усольского района, 16 марта опубликовал Telegram-канал Volodymyr Zolkin. «Людям Байкала» удалось найти знакомых Свитнева.
Сосед Егора Андрей Черемных рассказал, что Егор ему писал два месяца назад. «Сказал, что приехал с вахты, и ему пришла повестка, что он находится в Новосибирске и готовится к отправке [в Украину]», — вспоминает Черемных.
Знакомая Свитнева Светлана Носорева написала, что у Егора пожилые родители, и она даже не представляет, как они всё это переживут. «Мы с подругой хотели сходить к ним, но соседки сказали, что лучше не надо. Маме стало плохо, а отец и так сильно болен. Как сказали соседи, с его родителями, кроме психолога из военкомата, никто не связывался. А психолог посоветовала не поднимать панику», — говорит Светлана.
Она называет Свитнева очень добрым и отзывчивым человеком. «Единственное, что у него не складывалось, так это отношения с девушками», — добавляет Носорева.
Личность Свитнева подтвердила также его подруга Таисия Волынская. По её словам, они с друзьями записали видео, чтобы поздравить Егора с днём рождения. 18 марта Свитневу исполнилось 37 лет. «В ролике 15 женщин и один мужчина», — поясняет Таисия.
19 марта в Telegram-канале «Ищи своих» была опубликована ещё одна запись, на которой Свитнев один и жалуется на командование.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев 18 марта в своём Telegram-канале писал, что встречался с руководством Минобороны. Один из вопросов, который они обсуждали — «включение в список обмена наших двоих бойцов». Имена военнопленных Кобзев не назвал.
В администрации района, к которому относится Биликтуй, подтвердили ЛБ, что на видео действительно Павел Аникин.
Изображение на обложке: скриншот видео Youtube-канала «Volodymyr Zolkin»