Андрей Дорогобид стал священником в 2005 году. До этого он служил в ОМОНе. В Братске Дорогобид много лет руководит секцией практической стрельбы и продолжает проводить тренировки после принятия сана. Сейчас 46-летний настоятель совмещает тренерскую деятельность (обучает стрельбе) со служением в городском храме, поставленном во имя святителя Иннокентия Московского.
В ноябре 2022 года Дорогобид уехал добровольцем на войну. В разговоре с ЛБ он рассказал, что ему предложили быть на фронте инструктором. Священник добавил, что он «вёл занятия по огневой подготовке на передовой», а также «неоднократно выполнял боевые задания и участвовал в штурмах укрепрайона». Он не стал отвечать, стрелял ли в противника. «Лучше не задавать такие вопросы», – сказал священник. На войне Дорогобид получил медаль «За отвагу».
Настоятель прислал журналистам ЛБ несколько своих военных фотографий. На одной из них он сидит в люльке трёхколесного мотоцикла. Мотоцикл выкрашен в бежевый цвет, на нём – буква Z. Сам Дорогобид одет в камуфляж, на голове – каска, на ноге – берцы, на правой руке – белая лента (отличительный знак российских военных). Священник держит руку на винтовке.
В Иркутскую область священник вернулся в марте 2023 года. Он продолжил работать в храме, поставленном во имя святителя Иннокентия Московского. Например, в День Победы, 9 мая, Дорогобид отслужил утреннюю литургию и молебен «О даровании победы русскому народу». А 11 августа в городском соборе Рождества Христова отслужил литургию вместе с епископом Братским и Усть-Илимским Константином.
Журналист, специалист в церковной сфере, Ксения Лученко называет эту ситуацию «важным прецедентом». «Если епископы РПЦ в своих компромиссах дошли до того, чтобы сослужить с убийцами, это уже не на грани кощунства, а далеко за ней, – говорит Лученко. – На моей памяти многие священники на всякий случай даже машину не водили: если вдруг авария и по твоей вине погиб человек – это лишение сана без разговоров. Никогда не шла речь о том, что война всё спишет, даже евангельские заповеди. Кроме того, этот прецедент лишний раз доказывает, что в РПЦ никакое каноническое право не работает, канонами можно пренебрегать и де факто церковь управляется по понятиям, переходящим в беспредел».
Осенью 2022 года православный журнал «Фома» объяснил читателям, что воевать священнику запрещено канонами церкви. «Он не может брать в руки оружие, потому что, если убьет человека, даже случайно, подлежит извержению из сана», – рассказал священник Виктор Никишов. Такие запреты действуют и в случае самообороны. По этим же причинам духовным лицам запрещается заниматься хирургией, а также охотиться.
«Священник может быть полковым священником, капелланом, то есть быть рядом с солдатами, поддерживать их духовно, исповедовать, причащать, беседовать, – уточнил Никишов. – Капеллану даже присваиваются воинские звания, но оружия он в руки всё равно не берёт».
В апреле 2023 года митрополит Ставропольский Кирилл выступил по поводу российских священников, которые едут на войну с Украиной в качестве добровольцев. Кирилл сказал, что они, скорее всего, не смогут по возвращении продолжить церковную деятельность, но каждый отдельный случай «будет рассматриваться индивидуально». «Убивал он [священник-доброволец] или не убивал, или был в обозе и варил кашу, – пояснил митрополит. – Есть штабы, базы, где трудятся водители, они тоже без оружия. Или, скажем, повара, которые хлеб выпекают. Может быть, он контракт подписал и был в данном случае в таком качестве».
Кирилл также добавил, что важно, получил ли священнослужитель перед отъездом на войну благословение: «Может быть, он всё бросил и без благословения уехал, это уже наказуемо», – сказал он.
Перед отъездом на фронт Андрей Дорогобид должен был получить благословение у епископа Братского и Усть-Илимского. Но он этого не сделал: новый епископ Константин приехал в Братск только в январе этого года, когда Дорогобид уже вовсю воевал.
В таком случае разрешение Дорогобиду должен был дать митрополит Иркутский Максимилиан. Но у Максимилиана священник-доброволец не побывал – об этом ЛБ заявил секретарь Иркутской митрополии, иерей Стефан Башков. «В том-то и дело, что отец Андрей поехал самовольно. Хотя его участие в СВО как не пастыря, а военного специалиста требовало однозначного благословения, – сказал Башков. – Я не знаю подробностей, но вроде какое-то разбирательство по этому поводу было. Вроде он признался, раскаялся. И решение о его наказании принимал уже епископ Константин”.
ЛБ обратились за комментариями и к митрополиту Максимилиану, и к епископу Константину. Максимилиан ответил: «Архиереям звонить на мобильный не принято» и положил трубку.
Епископ Константин ответил, что рассмотрел дело Дорогобида. «Я не нашёл никаких препятствий для продолжения служения отцом Андреем в приходе, где он и служил», –заявил Константин.
Секретарь Братской епархии иерей Антоний Васильев добавил, что Константин дал такой короткий комментарий неслучайно: «Сейчас не совсем уместно писать про конкретных деятелей СВО. Есть вопросы безопасности, – объяснил он. – Не хотелось, чтобы батюшка получал по телефону или сетям какие-то угрозы или что-то такое контрпродуктивное».
Мы уточнили у Васильева, можно ли всё-таки священникам брать в руки оружие и участвовать в боевых действиях. «Только в экстремальных случаях, – ответил Антоний. – Всё-таки в основном его деятельность [Дорогобида] была связана с обучением. Он один из лидеров по практической стрельбе в России».
Васильев также предложил журналисту ЛБ «представить ситуацию, [когда] резко меняется линия фронта и отряд оказывается в окружении». «Тогда силы каждого нужны для прорыва», – подчеркнул иерей.
Коллега Васильева, секретарь Иркутской митрополии Стефан Башков, добавил, что, насколько он знает, Андрей Дорогобид «не участвовал, грубо говоря, в перестрелках». «Если ты взял в руки оружие, это ни о чём не говорит, – сказал Башков. – Тут нет такого: если оружие взял, то лишаем сана. Только если ты стрелял на поражение… Есть запрет на применение оружия, а не взятие его в руки».
Тем не менее Башков назвал ситуацию с Дорогобидом «непонятной и канонически дискуссионной». «Если всё же в штурмах он [Дорогобид] участвовал, пусть сам и комментирует», – заявил иерей.
ЛБ обратились также за комментарием в Московский патриархат. В Синодальном отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ нам сообщили: «Вынуждены оставить ваш запрос без ответа». После вопроса, с чем это связано, специалисты отдела посоветовали обратиться в Иркутскую митрополию и написали: «У священника есть совесть, а также священноначалие. С ними он и решает подобные вопросы. Мы комментариев не даём».
В последнем разговоре с ЛБ Андрей Дорогобид сказал, что он продолжает служить в храме и что у него «всё хорошо сложилось». После возвращения с войны священник проводит патриотические встречи с местной молодёжью. В мае он побывал в двух городских колледжах. На сайте Братской епархии написано, что Дорогобид рассказал студентам «о тактике ведения боя, об оказании самопомощи в случае ранения», а также «показал современное обмундирование».
В мае этого года в День славянской письменности Дорогобид организовал в Братске выставку военной экипировки и казачьего оружия напротив собора Рождества Христова.
«Мне радостно на сердце, когда вижу горящие глаза мальчишек, парней, когда они берут в руки оружие, надевают каску, бронежилет, – написал священник на своей странице во ВКонтакте. – Значит, бежит в их венах кровь воинов-победителей».