Мария Вьюшкова, бурятская активистка, научный сотрудник Научно-вычислительного центра университета Нотр-Дам (США)
— Выход России из рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств — конечно, знаковое для нас, активистов коренных народов, событие. Хотя для тех, кто принимал это решение, оно скорее всего было вполне обыденным, проходным.
Скорее всего, для Кремля это просто один из шагов в русле всей его нынешней политики по выходу из международных соглашений. Так он демонстрирует: «Запад нам не указ». Плюс это, видимо, такая запоздалая реакция на исключение России из Совета Европы в марте 2022 года.
Россия в 1996 году подписала Конвенцию, закрепляющую запрет на дискриминацию этнических меньшинств, на политику ассимиляции и ограничения в изучении родного языка и исповедании своей религии. Однако, как мы знаем, что дискриминация в России продолжает существовать.
Не думаю, что уровень дискриминации моментально возрастёт в день окончательного выхода России из этой Конвенции. Но я понимаю, что если раньше приверженность России защите прав этнических меньшинств была закреплена хотя бы на словах в каком-то международном документе, то теперь нет и этого. И это очень плохой признак.
Иронично, что российское правительство в качестве обоснования выхода из Конвенции привело якобы «дискриминационное отношение к России» в рамках предусмотренного Конвенцией мониторингового механизма. То есть, заранее считается, что любой международный механизм контроля за соблюдением прав этнических меньшинств, даже такой «беззубый», как прописано в Конвенции, обязательно выявит о ситуации в России что-то нехорошее, и это нужно превентивно объявить «дискриминацией». Такая формулировка сама по себе говорит об очень многом.
Я считаю Конвенцию очень хорошим и важным документом и советую всем, особенно сторонникам европейских ценностей, её почитать. Там есть важные вещи, которые, к сожалению, в России плохо понимают даже продвинутые общественные деятели.
Например, что «защита национальных меньшинств является необходимым условием для стабильности, демократической безопасности и мира», а демократия — это отнюдь не диктатура большинства. А ещё «что плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но также создавать и соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность».
Это очень верные слова, и мне очень жаль, что в России теперь не будет даже номинального международного документа, закрепляющего приверженность этим принципам. Ничего хорошего для положения коренных народов и этнических меньшинств в России это не предвещает.
Виталий Лыгденов, председатель комитета Народного Хурала Бурятии по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям (Бурятия)
— Я родом из Закаменского района Бурятии, одного из самых отдалённых. У нас живут 320 сойотов (малочисленный народ — ЛБ). Понимаю, что идёт антироссийская риторика. Сейчас за всё хватаются, начиная от спорта, заканчивая малочисленными народами, которых якобы притесняют. У нас поддержка на федеральном уровне как была, так и есть. Мы [Хурал] тоже будем придерживаться этой политики.
В последнее время поднимался вопрос о запрете вылове омуля в Байкале, но коренным народам разрешено его добывать. Мы никак не принижали их права, а наоборот расширяли. Выход из этой Конвенции, как и выход России из Совета Европы никак не повлияли на интересы малочисленных народов и других жителей республики.
Зарина (фамилию просила не называть), ингушская правозащитница (Ингушетия)
— В Северо-Кавказском регионе мало кто знает о существовании международных документов о защите национальных или религиозных прав. Поэтому выход страны из этой Конвенции на жизнь людей никак не влияет.
Считается, что к коренным малочисленным народам России относятся те, численность которых не более 50 тысяч человек. Ингушей по последней переписи населения около 500 тысяч. Получается, мы не относимся к коренным народам. С этим я не согласна.
Политика России направлена на планомерное уничтожение национальных языков. Идёт тотальная русификация народов. Сейчас ингушские дети зачастую общаются между собой по-русски. Но среди людей моего поколения, 25-35 лет, наоборот, стало модным знать и популяризировать свой язык. Например, активисты переводят мультфильмы с русского языка на ингушский. Это, можно сказать, форма протеста против ассимиляции.
Евгения Балтатарова, оппозиционная журналистка из Бурятии (Казахстан)
— Мы вышли из Совета Европы ещё в прошлом году и все конвенции разорвали. Конвенции вообще ничего не гарантируют. Это показатель формального сотрудничества, как, например, обязательство выплачивать компенсации по решению Европейского суда.
Не думаю, что [после денонсации Конвенции о защите национальных меньшинств] что-то кардинально поменяется. Права меньшинств, так скажем, защищаются с точки зрения консенсуса в обществе. Ни одна конвенция не даёт стопроцентной гарантии, что никого не будут ущемлять. Борьба за права любых меньшинств — национальных, сексуальных и так далее — ведётся в обществе.
Конечно, государство, подписывая такие документы, обязуется что-то делать. Но это больше носит декларативный характер. Государство говорит, что готово к международному сотрудничеству. Но на реальное положение дел у меньшинств это не влияет, потому что все решается внутри страны.
Сейчас Россия изолируется и не настроена общаться с миром. Но это не значит, что в стране сразу начнутся гонения или будет плохой национальный климат. Власти понимают, что можно, а что нельзя. Иногда [государству] надо щегольнуть, мол, у нас такое равенство, что никого не угнетают.
Российское общество пока не дошло до такой стадии, в которой существует какое-то институционализированное насилие по отношению к меньшинствам. Сейчас, наоборот, считается, что расизм, угнетение народов — плохо. Это касается, например, изучения языков, но не права на самоопределение.
Надежда Низовкина, правозащитница (Бурятия)
— Считаю, что выход России из Конвенции — это наступление сразу на две значимые ценности. На права национальных меньшинств и на приоритет международного права над национальным. Это следующий шаг как к дискриминационному принципу мобилизации, так и к отказу от международных универсальных категорий прав человека. Первым шагом был выход из Европейской конвенции по правам человека. Военная диктатура в России легализуется окончательно.
Ринчин Гомбоев, секретарь Комитета Бурятской независимости (США)
Ничего особенного не произошло. Хоть Россия и подписала эту Конвенцию, но выполнять её не собиралась. Выход из Конвенции чисто символический. В России не соблюдается её же Конституция и многие федеральные законы, поэтому невыполнение подписанных международных конвенций и, тем более, денонсация их никак не повлияет на тоталитарный режим Путина.
Права коренных малочисленных народов мы можем защитить только после уничтожения государства «Россия» и образования новых государств на построссийском пространстве. Например, эвенки, проживающие в нашей независимой Бурятии, будут защищены и поддержаны. Мы видим отношение к малочисленным народам в соседней Монголии. Там есть ощутимая поддержка коренным малочисленным народам: это получение бесплатного высшего образования и поддержка традиционного ведения хозяйства.
Буряты никогда не были малочисленным народом, у них не было никаких привилегий. Буряты — самый многочисленный автохтонный народ в Зауралье, Сибири и на Дальнем Востоке.
Доржи Дугаров, советник Лиги Свободных Наций по иностранным делам, правозащитник (Финляндия)
— В 1992 году национальные республики, края и области учредили Российскую Федерацию — как договор равноправных сторон, субъектов международного права. Федеративный договор лёг в основу современной российской государственности и Конституции.
В 2020 году в России, нарушив принципы федеративного устройства государства, приняли поправки к Конституции, которые узаконивают статус русского этноса как единственной государствообразующей нации.
После того, как правительство предложило выйти из Конвенции по защите национальных меньшинств, в России окончательно сложился фашистский и расистский режим. Он влечёт за собой узаконивание дискриминации и угнетения всех прочих «негосударствообразующих» народов.
С этого момента национальные республики в составе России, а также коренные малочисленные народы получают юридическое право на самоопределение и создание независимых государств без всяких предварительных условий и оговорок. Это прописано в статьях 1, 2 и 5 «Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года.
Руководство России решило само дать юридические основания для законного выхода из Федерации и окончательного распада государства.