Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на заседании Совета Федерации 3 октября попросил федеральные власти больше помогать регионам-донорам, одним из которых является Иркутская область. Он заявил, что с 2021 года объём налогов, которые собирает область и отдаёт в федеральный бюджет, увеличился в восемь раз — с 214,3 миллиардов до 1,7 триллионов рублей. При этом только 12% налоговых поступлений остаются в регионе.
Кобзев попросил вернуть региону хотя бы федеральные дотации. Область перестала получать их с 2022 года, как регион-донор. По итогам прошлого года Иркутская область заняла третье место в стране по сумме перечисленных в Москву налогов. «У этого статуса [региона-донора] есть не самый приятный побочный эффект: уже два года регион не получает дотации из федерального бюджета», — заявил Кобзев. Получается диспропорция: область платит много, а денег у неё самой мало. Доходы, которые остаются в регионе, выросли лишь наполовину.
Губернатор не сказал, за счёт чего регион резко увеличил налоговые платежи. Но именно в этот период было введено в строй и начало давать газ крупное Ковыктинское газовое месторождение.
Основой бюджета России традиционно остаются платежи от международной торговли нефтью и газом. Регионов, где ведется добыча и того и другого — не много. Крупные месторождения нефти и газа расположены в 10 субъектах. В Иркутской области промышленная добыча и продажа нефти и газа начались после запуска нефтепровода «Восточная Сибирь -Тихий Океан» в 2010, и газопровода «Сила Сибири» в 2019 году.
По меркам страны, в области добывают не много нефти: за последние три года — 14 миллионов тонн, из 550 миллионов тонн общероссийской добычи. Но важно, как именно распределяются налоги от добычи нефти. Зарегистрированная на территории региона «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) добывает чуть больше 8 миллионов тонн нефти в год (8,6 миллионов тонн за 2022 год).
При этом ИНК — самый крупный налогоплательщик в области. В разные годы она платит в бюджет области десятки миллиардов рублей налогов: в основном это налог на прибыль, на имущество и налог на доходы физических лиц. А вот налог на добычу полезных ископаемых и акциз на нефть полностью уходят в федеральный бюджет.
Для сравнения, вторая крупная нефтяная компания — «Роснефть», которая в 2021 году добыла в регионе 6,7 миллионов тонн нефти, в областной бюджет платит только налог на имущество и налог на доходы физических лиц. Поскольку «Роснефть» — вертикально-интегрированная компания, налог на прибыль она уводит в Москву, по месту регистрации, минуя бюджет Иркутской области.
В декабре 2022 года введено в строй и начало давать газ крупное Ковыктинское газовое месторождение. Его газ продается в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Мощность месторождения — 27 миллиардов кубометров газа в год. Но налогов от того, что Иркутская область стала ещё и крупным поставщиком газа, регион фактически не видит — налог на прибыль уходит в Москву, НДПИ и акцизы — тоже. «Газпром» не разглашает операционные показатели работы на разных месторождениях и в разных регионах России.
Для рядового жителя Иркутской области практически все равно — добывают в регионе газ и нефть вертикально-интегрированные компании, или не добывают. При росте отчислений в федеральный бюджет в восемь раз, бюджет области последние несколько лет составляет от 220 до 250 миллиардов рублей.
Выступая в Совете Федерации Кобзев сказал: чтобы отремонтировать все детсады и школы, нужно семь лет подряд вкладывать в них по 10-12 миллиардов. Сейчас в бюджете на это закладывают по 2,5 миллиарда в год. Такая же ситуация с поликлиниками и больницами. По словам Кобзева, при нынешнем финансировании понадобится несколько десятков лет, чтобы отремонтировать старые и построить новые здания. Чтобы привести к нормальному состоянию хотя бы половину дорог, нужно ежегодно вкладывать по 40 миллиардов рублей. Таких денег в бюджете тоже нет.