В России в 2022 году ВИЧ диагностировали у 1, 2 миллиона человек. Только за последний год его впервые обнаружили у 71 тысячи россиян. Хуже всего дела обстоят в регионах Урала и Сибири. К такому выводу пришли авторы проекта «Если быть точным», которые составили рейтинг регионов по итогам прошлого года и показали статистику за 2021-й.
Инфекция вышла за пределы
В рейтинге «Если быть точным» отмечается, что данных по заболеваемости ВИЧ в регионах практически нет в открытом доступе. Статистику можно найти только на сайтах местных СПИД-центров или в выступлениях представителей Минздрава.
По данным на 31 декабря 2021 года, в Иркутской области ВИЧ-инфекция была диагностирована у 45 898 человек с ВИЧ (+2 505 человек за 2021 год), в Бурятии — 7 605 (+569). Умерли от ВИЧ в 2022 году 775 и 101 человек соответственно.
Из года в год список самых проблемных по ВИЧ субъектов не меняется. В 2022 году самая наиболее сложная ситуация сложилась в Кемеровской, Челябинской, Иркутской и Томской областях, Алтайском, Красноярском и Пермском краях. Все они и раньше имели рейтинг — D (проблема выражена выше среднего) или E (высокая выраженность проблемы).
При этом Иркутская и Кемеровская области получают рейтинг Е девять лет подряд. В этих регионах больше всего людей с ВИЧ в пересчёте на душу населения. Иркутская область находится на втором месте после Кемеровской — 1978 человек на 100 тысяч населения. В среднем по России — 797 человек.
Иркутская область также стала одним из регионов, где в прошлом году выявили больше всего новых случаев заболевания — 80 на 100 тысяч человек. Среднероссийский показатель — 39 новых случаев.
В некоторых регионах, в том числе Бурятии, выросла заболеваемость среди сельского населения, что нехарактерно для ВИЧ-инфекции. Там очень высокая заболеваемость в сельской местности (60–97 случаев на 100 тысяч населения). Зачастую это больше, чем среди населения в среднем. Это значит, что инфекция вышла за пределы уязвимых групп (это проституируемые женщины, мужчины, практикующие секс с мужчинами, люди, употребляющие инъекционные наркотики) и охватила более широкие слои населения.
Иркутская область также находится на третьем месте среди регионов, где самая высокая смертность от ВИЧ — 33 человека на 100 тысяч. Это в разы выше среднероссийского показателя — 11 человек на 100 тысяч. Опережают только Кемеровская область (46) и Пермский край (37).
Но не все ВИЧ-положительные люди умирают именно от него — таких случаев примерно половина. При этом к причинам смерти от ВИЧ относят туберкулёз. В 2022 году на него приходилось 15% всех смертей от ВИЧ в России.
Самые благополучные по ВИЧ регионы с рейтингом А — Кировская, Липецкая, Белгородская и Тамбовская области, Калмыкия, Ингушетия и Мордовия.
Цели выполняются, но проверить это невозможно
В 2016 году в России была принята первая стратегия противодействия ВИЧ. Она опиралась на концепцию «каскад лечения», предложенную объединённой программой ООН ЮНЭЙД. В этой концепции три основных цели. Первая — чтобы 90% ВИЧ-положительных людей знали свой статус. Вторая — 90% из тех, кто знает о статусе, получали терапию. Третья — у 90% проходящих лечение должна быть подавленная вирусная нагрузка. Она означает, что у человека значительно снижается риск передачи вируса и прогрессирования ВИЧ.
Российская стратегия действовала до 2020 года, и, как отмечают исследователи «Если быть точным», ни одну из её целей не выполнили. В конце 2020 года правительство приняло новую стратегию с целями на 2030 год. По всем трем показателям она теперь опирается на охват 95%. Официально задачи стратегии выполняются, но проверить это невозможно, отмечается в исследовании.
Все ключевые показатели основаны на данных федерального регистра — но сколько в нём людей, в новом документе не сказано. «Если быть точным» удалось получить по запросу долю людей с ВИЧ, включенных в регистр, в каждом из регионов. Среди лидеров по учёту — субъекты, где высокая степень распространения ВИЧ. Из Иркутской области, где живут 1947 ВИЧ-положительных на 100 тысяч населения, в регистр внесли 92,2%.
Вирус иммунодефицита человека относится к так называемым социально значимым заболеваниям. Пока нет лекарства, которое помогло бы полностью вылечиться от ВИЧ, а при отсутствии терапии ВИЧ угрожает жизни. Многие ВИЧ-положительные люди сталкиваются со стигмой — якобы они представляют опасность для окружающих. Поэтому им сложно найти работу, завести друзей или создать семью.
Для сдерживания распространения большое значение имеет постоянный доступ людей, живущих с ВИЧ, к антиретровирусной терапии. К лету этого года в России начались массовые перебои в выдаче препаратов. К концу октября на сайт Перебои.ру пришло 565 сообщений о проблемах с доступом к антиретровирусной терапии и средствам диагностики из 55 регионов. Это на 77% больше, чем за весь 2022 год.
Из-за дефицита препаратов ВИЧ-положительным людям стали заменять терапию без медицинских показаний. По словам представительницы движения «Пациентский контроль» Юлии Верещагиной, лекарства обычно меняют на те, которые остались в наличии. А это, например, могут быть препараты, которые пациент уже принимал, но они ему не подошли. Из-за всего этого человек может перестать принимать терапию или она станет неэффективной, приведёт к побочным эффектам. В результате такая ситуация только повышает риск распространения ВИЧ в регионах.