Первый мост через реку Балыктыг-Хем строители возвели в 2021 году, но через год, с приходом весны, его унесло течение. Второй мост установили в октябре 2022 года, но его также унесло во время половодья в мае.
Людям приходилось пересекать реку на лошадях или на машинах. В декабре 2023 года мужчина вместе с лошадью переходил реку по тонкому льду и провалился. Жители вытащили утопающих: лошадь выжила, человек — погиб.
Спустя полтора года после трагедии власти не установили новый мост. У большинства жителей поселка нет машин, поэтому они продолжают пересекать реку с лошадьми. В Кунгуртуге живут более 2 тыс. человек. В селе Тал — больше 100 жителей, но есть ФАП, школа и детсад. Зимой вода в местечке Оюм-Кара-Суу не замерзает, и люди при переправе рискуют жизнью. Об этом «Людям Байкала» рассказал житель Кунгуртуга Байыр-Монге Бандан.
После трагедии Байыр-Монге Бандан добивался личного приема у главы Тывы Владислава Ховалыга. В марте 2025 года жителя приняли зампредседателя правительства Олег Лукин и замминистра дорожно-транспортного комплекса Тывы Шолбан Лакпажап.
«И сказали мне в лицо: „Это миллиарды, не будем строить мосты“», — рассказал житель.
Лукин передал жалобу местного жителя в Министерство дорожно-транспортного комплекса республики. Но Бандану до сих пор не ответили. В июле прокуратура внесла представление Министерству за это нарушение.
Мосты в разных частях реки строили двое индивидуальных предпринимателей. По словам Бандана, они стоили по 2 млн руб. Первый мост возвели по заказу администрации Тере-Хольского района, а второй — по губернаторскому проекту «Народный мост». Житель считает, что подрядчики при строительстве мостов не учли природные условия.
По словам Бандана, после паводка индивидуальные предприниматели «сослались на природные явления». Кызыльская межрайонная прокуратура в 2024 году через суд потребовала от них устранить нарушения. Но спустя год моста нет.