«Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа. Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий».
С таких слов начинается текст указа президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов». В этот день 35 лет назад, 13 августа 1990 года исторический документ подписал Михаил Горбачев.
Основной пункт постановления сформулирован так:
«Признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20–50-х годах, и полностью восстановить права этих граждан».
В указе также отмечалось, что он не распространяется «на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы».
Жители тогда еще СССР смогли прочитать этот текст на следующий день, 14 августа, в газете «Правда».
Переносимся в Россию наших дней, где:
— из Концепции о жертвах политических репрессий власти убрали упоминания об их массовости;
— Генпрокуратура отменила более четырех тысяч заключений о реабилитации репрессированных в советские годы и продолжает пересматривать решения, при этом считая приговоры «троек» легитимными судебными решениями первой инстанции;
— в Улан-Удэ открыта памятная доска Сталину, в иркутской школе проводят конкурс его портретов, в Хабаровске стоит новый бюст Дзержинского — и это только несколько примеров из регионов России.
Осенью прошлого года, когда Генпрокуратура взялась за репрессированных, «Люди Байкала» опубликовали очень важный текст. Он об иркутском Озерлаге — крупнейшем лагере для политзаключенных в СССР, через который прошли десятки тысяч человек.
Сегодня мы предлагаем читателям вернуться к этому материалу. Он — здесь. Или здесь, если первая ссылка не открылась