В Иркутске на памятнике культурного наследия замазали «пропаганду наркотиков».

21 августа 2025·Новости
0 км

В Иркутске на фасаде и заборе усадьбы архитектора и геодезиста Антона Лосева появились граффити.

Граффити заметили 25 июля, рассказала «Людям Байкала» владелица здания Ксения Соколовская. Она пригласила специалиста, чтобы очистить стену, не повредив деревянный дом — но не успела этого сделать.

Утром 1 августа к усадьбе пришли некие «общественники» и без предупреждения замазали граффити синей краской. Затем они позвонили в домофон и спросили, можно ли нанести на фасад надпись «Иркутск — город молодых». Выяснилось, что курирует эту работу сотрудница городской администрации, отвечающая за антинаркотическое направление. Она заявила Соколовской, что общественники таким способом «борются с пропагандой наркотиков». 

Узнав, что несогласованные вмешательства в объект культурного наследия владелица считает вандализмом и вызвала полицию, сотрудница администрации согласилась стереть краску и пригрозила Соколовской встречным заявлением за «поддержку пропаганды наркотиков».

«Они действительно вернулись и что-то попытались оттереть, но фактически еще сильнее повредили фасад», — сообщила Соколовская.

Она опубликовала фотографии до и после оттирания: на них видно, что синие пятна стали тусклее, но не исчезли ни с дерева, ни с камня. 

Ксения Соколовская спросила мэра Иркутска, губернатора региона и Службу ОКН — охраны объектов культурного наследия, почему администрация не связалась с собственником, прежде чем закрашивать граффити. 

Служба ОКН в чате мэра Болотова напомнила Соколовской, что бремя содержания усадьбы лежит на владельце, и пообещала позже ответить по существу. В чате губернатора Кобзева городские власти через две недели признали, что они «нарушили правила благоустройства». 

Разбираться с последствиями этого вмешательства, по их мнению, Соколовская должна сама.

«После согласования со Службой охраны объектов культурного наследия, Вами, как собственником, будут проведены работы по зачистке надписей под контролем администрации Иркутска», — написали чиновники.

Они не сказали, планируют ли возместить усадьбе ущерб и наказать общественников.

«По сути, вся ситуация — это плевок. Удар под дых. Вандалам, осквернившим мою собственность, в лучшем случае грозит административный штраф в пару тысяч рублей. А мне, как собственнику памятника, реставрационные работы обойдутся в десятки тысяч. Плюс нервы», — считает Соколовская.

Она не возражает против борьбы с пропагандой наркотиков, но настаивает, что власти должны действовать по закону. Ответы на обращения она до сих пор не получила.