В этот день, 3 сентября 1932 года, убили Павлика Морозова

3 сентября 2025·Новости
0 км

Тринадцатилетний мальчик из уральского села стал героем советской пропаганды за то, что якобы донес на собственного отца — тот, мол, «дружил с кулаками, укрывал их хозяйства от обложения». За что и получил 10 лет.

Не только исследователи, но даже свидетели этой истории доказали: Павлик не доносил, по крайней мере — не первым, а показания на Трофима Морозова дали его измученная избиениями жена и один крестьянин. Но тогда, в начале тридцатых, пропаганду было уже не остановить: мальчик, зарезанный на болоте, превратился в заступника социализма, памятники ему ставили по всему СССР.

Пример подхватили и другие дети — по крайней мере, об этом на протяжении тридцатых, возводя Павлика Морозова в культ, отчитывались с советской партийной верхушки. И хотя самому Сталину приписывают фразу «Какая свинья доносит на собственного отца?», основной посыл, транслировавшийся в умы советских пионеров, предельно прозрачен: донос — это благо, если он во имя важной цели.

Цель же всегда можно выбрать.

Все это произошло почти сто лет назад, но не перестало с тех пор самовоспроизводиться. Сажают, правда, уже не во имя социализма, а во имя войны с Украиной и «традиционных ценностей». Если не посадили — то «отменяют», клеймят «иноагентом», перекрывают кислород, выдавливают из страны. Но и то, и другое — всё чаще по доносу.

Так нельзя ли обратить это оружие — древнее и безотказное, как винтовка Мосина, — против российской агрессии и ее сторонников? Разоблачить агентов их влияния в Европе, как бы тщательно они ни маскировались под антивоенных россиян. Текст «Людей Байкала» о человеке, которого обвиняют в выборе такого пути, читайте по ссылке. Или здесь, если не открылось.