В частности, депутаты предложили не финансировать господдержку северного завоза, благодаря которой жителям удаленных поселений доставляют продукты. Также в бюджет не заложены траты на субсидированные авиабилеты до райцентров и внутриулусные рейсы, что на практике оставит жителей без транспортного сообщения и может привести к трагедиям. Еще одна статья расходов, на которой хотят сэкономить — развитие традиционных отраслей Севера и рыбного хозяйства.
Руководитель «Арктической торгово-логистической компании» (АТЛК) Сайдам Степанов сообщил, что его предприятие, обеспечивающее круглогодичный завоз товаров первой необходимости, не получило остаток субсидии на транспортные расходы — 44,1 миллиона рублей, а также бюджетный кредит на 250 миллионов.
Из-за этого Степанов не может рассчитаться с поставщиками за товары, доставленные в предыдущие периоды. Общий долг он оценивает в 242,6 миллионов рублей, в числе которых судебные иски на 75,4 миллионов. Чтобы закрыть долги и обеспечить завоз зимой, АТЛК требуется порядка 500 миллионов.
Глава республики Айсен Николаев попросил Путина увеличить лимит казначейского кредита, из которого финансируются северные поставки. Проработать этот вопрос президент поручил премьер-министру Михаилу Мишустину.
22 и 23 октября проект бюджета должны рассмотреть на пленарном заседании в Ил Тумэне.
В арктическом селе Саскылах овощи и яйца из последнего завоза в первую очередь решили распределить по семьям участников войны с Украиной и учебным заведениям. Жители жаловались, что остальным в таком случае не хватит продуктов.
Проблемы с авиасообщением в труднодоступных местностях Якутии начались еще в сентябре, когда у компании «Полярные авиалинии» закончились средства на рейсы по социально значимым маршрутам. В результате в осеннюю распутицу жители оказались отрезанными от дома или других поселений — в зависимости от того, где их застал транспортный коллапс.