Семьи с детьми и пенсионеры живут в доме 43/3 на улице Ново-Карьерной в Якутске. Здание разрушается: трещины видны на опорах, фасаде и стенах квартир. В одной из квартир на втором этаже обрушилась крыша. У жильцов нет санузла и водопровода — туалет они построили во дворе, а воду набирают в водокачках. Крыша постоянно протекает. «Весной и летом, осенью дождь во дворе — и у нас тоже все насквозь», — рассказала «Людям Байкала» жительница Розалия. Из-за протечек и прорывов труб в доме появилась плесень, стоит запах сырости.
Здание не признано аварийным, поскольку числится как нежилое помещение или гараж. По словам жильцов, земля принадлежит местному ДОСААФ, о чем они узнали уже после покупки квартир. При этом у части собственников в документах указано, что дом жилой. Одна из собственниц покупала квартиру у сотрудника ДОСААФ. Перед покупкой людей не предупредили, что здание «проблемное».
В доме разрушены несущие конструкции — сваи, балки, стены и перекрытия. Из-за этого «все ремонты впустую». Каждый сезон возникают сложности с запуском отопления — лопаются трубы и регистры. В пустующих квартирах трубы зимой промерзают. Отопительная система часто остывает, и вода сливается под дом. Во время аварий жильцам приходилось спать дома в ватниках. Люди сами следят за подачей тепла в доме.
«В прошлом году почти до ноября сидели без отопления. Если бы не наши мужики, то мы бы так и замерзли. Наши все сами делали», — говорит Розалия.
Житель Дмитрий вспоминает, как в 2021–2022 годах регистры отопления перемерзали и лопались.
«Вода под давлением кипятком потекла вниз, соседей по крылу и меня топить начало. Это было примерно в полночь, люди спали. От пара горячего видимость нулевая была, порча имущества существенная была, по щелям вода везде лилась. Ремонтная бригада до утра устраняли аварию, на улице –50, помещения быстро охладели. Супруга с ребенком в ту ночь вынуждена была уехать к маме своей. В ту зиму ещё раза два аварии похожие были. В итоге на втором этаже в пустующих помещениях нет батарей, остались над моей квартирой и соседней. Проблемы так и остались, каждую зиму остывают, приезжали, сливали и все на этом», — рассказал ЛБ Дмитрий.
Жители не знают, когда их включат в программу переселения. Власти предлагали им временно переехать в маневренное жилье. Но, по словам Розалии, эти помещения находились в таких же общежитиях и были меньше по площади, поэтому некоторые жители отказались. Она живет с мужем и тремя детьми в маленькой комнате, где стоит трехъярусная кровать для детей. Супруги спят на полу. Комнату семья купила за 550 тыс. руб., потому что «некуда было идти». Тогда дом, по словам женщины, был «нормальным». Власти предложили вместо комнаты площадью 17 кв. м комнату в 10 кв. м. Розалия не стала переезжать.
«Там все по-любому не поместятся. Как килька в банке что ли там жить?» — говорит она.
Другой жительнице, Лауре, не предоставили временную квартиру, потому что у нее есть жилье в районе. Но ей необходимо жить в городе: каждый год она приезжает на обследования с ребенком-инвалидом, а в следующем году он пойдет в речевую школу в Якутске. «Неохота снимать дом в городе или ютиться у кого-то», — говорит Лаура.
По словам жильцов, дом признали непригодным для проживания. Однако включат его в программу расселения только в том случае, если он получит статус многоквартирного дома. Для этого жителям нужно изменить статус здания в ЕГРН на жилое помещение и затем подать коллективное заявление в «Департамент жилищных отношений» Якутска. По словам Розы, она и соседка обращались в прокуратуру, ДЖО и даже писали Владимиру Путину, «а в ответ — ноль».
«Идти некуда, поэтому от безысходности живем. Если уедем, то все разнесут. И так половину пустых квартир обгадили бомжи», — объяснила одна из жительниц.
В Якутске 1,3 тыс. аварийных домов. Но в маневренном жилье для переселения осталось всего 80 комнат.