26 ноября депутаты Законодательного собрания Иркутской области за несколько минут рассмотрели и отправили на подписание губернатору поправки к Уставу области, приводящие региональный закон о местном самоуправлении «в соответствие» с федеральным. Выступивших против не нашлось. Перед рассмотрением проект получил одобрительные отзывы, в частности, от областной Ассоциации муниципальных образований и Байкальского университета.

В тот же день журналист Павел Степанов обратил внимание, что поправки разрешили губернатору увольнять избранных мэров округов и глав сельских поселений без объяснения причин. Раньше, уточнил Степанов, губернатор мог только отстранить их от должности, а для увольнения должен был доказать, что они допустили нарушения в своей работе.
Журналист привел в пример противостояние коммуниста Сергея Левченко, который в период своего губернаторского срока пытался отправить в отставку главу Ангарского района единоросса Сергея Петрова за сокрытие сведений о доходах. За Петрова вступились депутаты гордумы, и он остался в должности. А через несколько месяцев в отставку «по собственному желанию» ушел сам Левченко, не доработав срок.
Полномочия губернаторов расширили год назад, когда они получили возможность увольнять мэров после выговора, если те не устранили нарушения. Теперь же, и формальные причины для этого не требуются: лишиться поста можно, например, «за негативный комментарий в телеграм-канале». «Тихой сапой мы окончательно убили остатки независимости местного самоуправления. Всем нынешним мэрам и главам местных администраций следует готовиться, так как списки „неугодных“ уже, по всей видимости, существуют», — отмечает Степанов.
В мессенджере уже запустили сатирические опросы, кого из мэров действующий губернатор Игорь Кобзев должен уволить в первую очередь: Алексея Шульца, при котором в Слюдянке никак не достроят школу, Леонида Фролова, отрицающего, что физрук грубо обращался с воспитанником детского сада в Иркутском районе, Василия Темгеневского, поддержавшего создание отдельного Байкальского муниципального округа, Сергея Петрова в Ангарском районе, где появился хаб Wildberries, или Анатолия Табинаева в Баяндаевском, таинственно избежавшего уголовного преследования за кумовство.

Издание SOTA (объявлено в России «нежелательной организацией») заметило, что сам Степанов — «лицо» иркутского отделения «Единой России» . Его пост о новых полномочиях губернаторов SOTA назвало фейком. Изучив текст поправок, журналисты пришли к выводу, что нет причин опасаться произвола: уволить главу муниципалитета губернатор может «в случаях, предусмотренных федеральным законом» — то есть за грубые нарушения, неисполнение судебных решений или коррупцию. Таким образом, считают в SOTA, новых полномочий сверх уже предусмотренных федеральным законом у иркутского губернатора якобы не появилось.

Как эксперты интерпретируют принятые поправки
Политолог Наталья Шавшукова, соучредитель «Школы местного самоуправления», в разговоре с ЛБ подтвердила, что риски произвольных увольнений все же есть. «Раньше надо было изобретать поводы, сейчас просто в законе прописаны основания (туманные), по которым можно убрать главу муниципального образования», — сказала она.
Бывший депутат Вырицкого городского поселения в Ленинградской области, а ныне преследуемый за антивоенную позицию и внесенный в реестр «иноагентов» Минюста и перечень «экстремистов и террористов» Росфинмониторинга Антон Климов согласен с Шавшуковой. Он подчеркнул, что разрыв между властью и людьми «и раньше был огромным», а сейчас может увеличиться еще сильнее.
«Опыт разных муниципалитетов показывает, что при активном, системном давлении со стороны жителей на местные органы власти и региональную администрацию можно добиться положительных результатов. Публичная огласка, петиции, сбор подписей, уличные акции, пикеты — всё это в ряде случаев приводило к тому, что местные советы отказывались поддерживать реформу укрупнения, и она в этих территориях попросту не принималась», — напомнил Климов.
Экс-мундеп уверен, что и сейчас те же способы отстоять главу округа или поселения могли бы быть эффективными, но жители могут не узнать вовремя, что им необходимо действовать. «Важно, чтобы люди ясно понимали, что лично для них и для города означают предлагаемые изменения. Ведь новый „укрупненный“ глава перестанет быть подконтрольным местному сообществу и не будет перед ним подотчетен», — заключил Климов.
Муниципальная реформа, позволяющая регионам отказаться от прямых выборов мэров, ликвидировать сельсоветы и перейти с «двухуровневой» системы местного самоуправления на «одноуровневую», вызвала протесты по всей стране. Спустя полгода после подписания закона Путин удивился, что она действительно может ухудшить и без того непростую жизнь в отдаленных поселениях.
Тем не менее, реформу поддержали власти во многих регионах, в том числе в Бурятии, Иркутской области, Республике Алтай, Забайкальском крае и Якутии. Мэр Олекминска Сергей Щебляков досрочно подал в отставку, чтобы жители смогли провести последние выборы до того, как потеряют эту возможность. Узнать, как он пришел к такому решению, можно в другом тексте ЛБ.
Фото обложки: Митинг против муниципальной реформы в Горно-Алтайске, 21 июня 2025 года / «Алтай: главные новости»