Что изменит новый закон о декларировании доходов чиновников — и почему это важно?

16 декабря 2025·Новости
0 км

Сегодня в Госдуме проходит первое обсуждение законопроекта, который фактически отменяет публичное декларирование доходов и имущества чиновников и депутатов. Инициативу продвигает глава думского комитета по безопасности Василий Пискарев.

Проект «Декларатор» пишет, что после реформ времен президентства Дмитрия Медведева и до 2022 года в России существовала относительно хорошая система публикации данных о доходах и имуществе должностных лиц. Новый же закон эту систему полностью уничтожит.

Что именно меняется:

— публиковать сведения о доходах и имуществе чиновников больше не будут ни в интернете, ни в СМИ;

— чиновники больше не будут подавать ежегодные декларации, подавать их нужно будет только в отдельных случаях — при поступлении на службу, переводе между ведомствами или если расходы превысят доходы семьи за три года;

— вместо публичного контроля вводится закрытая информационная система под контролем ФСО.

Формально это объясняют «архаичностью» прежнего формата и переходом к цифровому контролю. Но, как отмечают эксперты, никакого общественного контроля в новой модели быть просто не может.

Отдельно власти продвигают систему «Посейдон», которая якобы должна заменить декларирование. Однако судя по документам на сайте Госзакупок, речь идет в том числе о сканировании бумажных деклараций — то есть о том самом «архаичном» способе, от которого обещали уйти.

Расследователи также напоминают, что в конце 2022 года публикацию деклараций уже приостановили указом Владимира Путина — тогда это решение преподносилось как временное «до завершения СВО». Теперь же упоминания о публичности деклараций полностью вымарываются из законодательства.

Авторы задаются вопросом, зачем эти изменения понадобились сейчас, если декларации и так не публикуются. По их мнению, спешка с принятием закона может быть связана с ожиданием завершения боевых действий в Украине и необходимостью заранее подготовить систему к работе в «мирное» время — но уже без деклараций чиновников.