Что в сумке у талибов
В Петербургском экономическом форуме-2022 приняли участие 14 тысяч человек из 130 стран, заявил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Это на тысячу больше, чем в прошлом «ковидном» году. Но потом оказалось, что это преувеличение. Помощник президента Юрий Ушаков уточнил, что официальные делегации прислали 40 стран. Большинство из них возглавляли второстепенные фигуры. Индийскую — глава Минздрава, делегацию Центральноафриканской Республики — премьер-министр, имя главы китайской делегации и вовсе не назвали. Полноценный стенд был только у Египта.
«В 2019 году, если говорить об американцах, было 600 человек, в этом году в 10 раз меньше», — добавил советник президента и председатель оргкомитета форума Антон Кобяков. По оценкам постоянных участников форума, количество иностранцев было минимальным. Впрочем, то же можно сказать и о россиянах. «Людей было значительно меньше. На променаде (галерее перед павильонами — ЛБ) впервые можно было общаться, никому не мешая и не толкаясь», — отметил один из собеседников ЛБ. «Не увидел 130 стран», — говорит другой. Оба просят не называть их фамилий.
В центре внимания оказалась немногочисленная делегация из Афганистана. Страну возглавляет правительство талибов, террористической организации, запрещённой в России. Об этом нужно писать при любом её упоминании, что не помешало принимать талибов на главном экономическом форуме страны. Журналистов издания «Фонтанка» интересовало, что носят талибы в большой чёрной сумке, которую они взяли на форум. А самих талибов — только поставки энергоносителей и зерна из России.
«Business questions — OK. No politics», — заявил временный поверенный в делах Афганистана в РФ Джамал Насир Гарвал. Гораздо сильнее всем хотелось узнать, как талибы относятся к собственному статусу «запрещённой организации в РФ», но и на этот вопрос гости не ответили.
Звёздами форума могли стать руководители Луганской и Донецкой Народных Республик. Глава ДНР Денис Пушилин вместе с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым торжественно открывал форум выстрелом из пушки Петропавловской крепости. А потом рассказывал, что не видит оснований для помилования пленных британских военных, приговорённых в ДНР к расстрелу. Похоже, в Кремле так и не решили, как с этим быть. Спустя час видео с открытия форума удалили. А местные СМИ писали, что операторам рекомендовали снимать церемонию так, чтобы Пушилин не попадал в кадр.
«Нас бомбили DDOS-атаками, как Сталинград фашисты»
Во второй день форума президент Владимир Путин провёл первую встречу с новым президентом Армении Ваагном Хачатуряном, но она носила протокольный характер. Хачатурян и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вообще стали единственными лидерами государств, лично приехавшими на форум. Но о присутствии Токаева позже, может быть, кто-нибудь и пожалел.
Пленарное заседание, которое должно было закрепить пошатнувшийся международный статус форума, задержалось больше чем на 1,5 часа. Организаторы объяснили: из-за хакерских атак не срабатывали турникеты в зал. «Нас бомбили DDOS-атаками, как Сталинград фашисты. 140 гигабит в секунду с адресов в (Соединённых — ЛБ) Штатах, Индонезии, Бразилии, Колумбии, Таиланда, Бангладеш и каких-то ещё стран», — сказал Антон Кобяков.
Когда заседание всё-таки началось, собравшимся продемонстрировали видеообращение председателя КНР Си Цзиньпина. 20 июня Reuters со ссылкой на данные китайской таможни сообщил, что Россия в мае обогнала Саудовскую Аравию и стала крупнейшим поставщиком нефти в КНР, увеличив объём экспорта на 55% к маю прошлого года.
Президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси выступил на пленарном заседании по видеосвязи фактически в формате монолога.
Вживую в пленарной сессии участвовали Владимир Путин и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Модератором была главред телеканала RT Маргарита Симонян. Все ждали: сумеет ли Владимир Путин на этот раз правильно произнести имя и отчество президента Казахстана — Касым-Жомарт Кемелевич. В январе Путин с этой задачей не справился и явно путался. На этот раз имя коллеги он выучил, но когда отвечал на вопросы, всё-таки поплыл и назвал Токаева «Кемель-Жемелевичем».
Оказалось, ждать нужно было не этого. Потому что на пленарном заседании Токаев сказал то, что стало главной новостью форума: Казахстан готов развивать экономическое сотрудничество с Россией, но не признает «квазигосударственные» территории ДНР и ЛНР. А потом добавил, что некоторые депутаты и журналисты «допускают некорректные высказывания» в адрес его страны. И ему это не нравится. Сидящая рядом Маргарита Симоньян ответила, что «даже знает» некоторых из тех, кого Токаев имеет ввиду. С такими заявлениями как раз выступал её муж Тигран Кеосаян. Владимир Путин на слова Токаева о квазигосударствах ничего не ответил, а претензии к российским пропагандистам в целом поддержал. Здесь можно прочитать стенограмму заседания.
Позже стало известно, что глава Казахстана отказался от ордена Андрея Первозванного, которым его хотела наградить российская сторона. Это подтвердила пресс-служба Токаева. А в Кремле ответили, что никто награждать Токаева и не собирался.
«Жалко — у пчёлки»
На ПМЭФ подписали 691 соглашение на сумму 5,6 трлн рублей. В прошлом году было 3,8 трлн рублей. Огромные цифры уже давно никого не удивляют и не обманывают: компании специально откладывают подписание крупных соглашений и проводят их на ПМЭФ в имиджевых целях. При этом большая часть договорённостей носит декларативный характер: игроки договариваются «изучить перспективы проекта», «рассмотреть возможность реализации». В итоге заявленные инвестиции не случаются никогда.
На этот раз крупнейшее соглашение подписано между российской компанией «Новый сухопутный зерновой коридор» и китайской «Чжунчэнтун Интернейшнл Инвестмент», сумма — на 2 трлн рублей. В тройку вошли договорённость между Сбербанком и ДОМ.РФ о выпуске ипотечных облигаций до 1 трлн рублей и кредитное соглашение между РЖД и ВТБ (лимит до 630 млрд рублей). Два последних по сути являются корпоративными займами, а самое дорогое соглашение может оказаться инвестиционным на 10%.
Яркий пример формальных договорённостей — соглашения генерирующей компании «Юнипро» с властями Саратовской, Оренбургской и Ульяновской областей о строительстве к 2035 году ветропарков. В «докризисных» ценах речь шла об 11-13 млрд рублей за каждый ветропарк. Соглашения вступят в силу, если «Юнипро» сможет выиграть отбор на право строительства за счёт денег оптового рынка электроэнергии. При этом крупнейший иностранный производитель ветроустановок — датский Vestas — весной ушёл из России, а участие в федеральных отборах подразумевает обязательные требования по локализации.
«Основное впечатление от форума в этом году — впервые не подписано ни одного значимого на всероссийском уровне соглашения, не заявлено о запуске ни одного мегапроекта», — поделился впечатлениями один из экспертов ПМЭФ.
Впрочем, о триллионных инвестициях на форуме всё же говорилось. Речь о восстановлении Донбасса. Сначала на сайте «Известий» появилось обращение первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Кроме прочего, в нём был пассаж о восстановлении Донбасса, и оно якобы будет стоить России несколько триллионов рублей, даже ценой «временного снижения уровня жизни страны». Спустя сутки редакция «Известий» сообщила, что публикация — фейк, а сайт был взломан. Но фактически то же самое повторил на ПМЭФ премьер ДНР Виталий Хоценко: в течение ближайших двух лет Россия вложит в экономику республики больше двух трлн рублей.
«У нас, благодаря РФ, достаточно большой бюджет консолидированный, бюджет развития порядка 100-150 млрд рублей. Сейчас все регионы, по сути, ещё дополнительно работают на территории нашей республики и вкладывают большие деньги в стройку. Там, по сути, триллионы», — сказал он.
Позицию властей по вопросу исхода западных компаний лучше всех сформулировал глава Минпромторга Денис Мантуров.
— Не жалко ли, что Ikea ушла из России? — спросили Мантурова журналисты.
— Жалко — у пчёлки, — ответил тот.
«Внешние условия изменились надолго, если не навсегда. И значимо изменились», — была менее оптимистична глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Но пообещала, что иностранную валюту в стране, по крайней мере, не отменят и не запретят.
А пока «экспорт у нас с дисконтом, импорт с премией», поэтому нужно переосмыслить выгоды от экспорта — значительная часть производства должна работать на внутренний рынок.
Говорили о необходимости нового НЭПа и малом бизнесе. Но пока его доля в отечественной экономике — меньше 6%, так что местные предприниматели не покроют дефицит товаров, сырья и компонентов.
Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов озвучил выход: разрешить самозанятым заниматься параллельным импортом. Фактически речь идёт о возрождении профессии из 1990-х — «челноков», которые возили из-за границы мелкую бытовую технику, гаджеты, одежду, обувь и косметику в больших клетчатых сумках. «Серые» поставки (без разрешения правообладателя) многие делегаты ПМЭФ считают более действенной поддержкой экономики, чем импортозамещение.
«Силмаш» заменит Siemens: русский мат в помощь
Об импортозамещении тоже говорили. Перед началом форума «Газпром» снизил прокачку по газопроводу «Северный поток». Причина в том, что ключевое оборудование — газовые турбины Siemens — были на ремонте за рубежом и вернуть их не удалось из-за санкций.
Вице-премьер Александр Новак сказал на это, что уже сегодня доля отечественных закупок у «Газпрома» — 99,7%. Видимо, турбины попали в недостающие до полного импортозамещения 0,3%.
Проблема газовых турбин стоит не только перед газовиками. Те же установки используются в России для создания высокоэффективных парогазовых энергоблоков. В условиях санкций ремонт и техобслуживание иностранного оборудования затруднены, особенно в свете ухода из России крупнейших игроков мирового рынка: Siemens и General Electric. Пока сектор планирует минимизировать использование этих мощностей для экономии ресурса. Власти обещают предоставить энергетикам и газовикам адекватную замену в виде отечественных газовых турбин большой мощности. Первый проект предполагает доработку турбины ГТД-110, собранную в начале нулевых. Попытки довести эту машину до ума предпринимаются уже семь лет. В процессе она неоднократно ломалась и как минимум один раз «разваливалась» на испытаниях.
Разработка агрегата официально завершена, но ни одного промышленного образца в энергосистеме пока не работает. Александр Новак пообещал, что уже в этом году газовые турбины Siemens «Газпрому» уже не понадобятся. Проект создания первых отечественных газовых турбин соседних диапазонов был запущен «Силмашем» в 2018 году и получил поддержку Минпромторга в 5 млрд рублей. Зал встретил это заявление смехом и аплодисментами.
Но в кулуарах специалисты и менеджеры сомневались в том, что в России в ближайшее время появятся большие газовые турбины, экономическая эффективность которых хотя бы приблизится к показателям Siemens и General Electric. Один из экспертов сомневался так сильно, что мог говорить об этом только матом, хотя до тех пор умел находить другие слова.
БТР как символ гостеприимства
Даже в кулуарах участники форума старались избегать выражения «спецоперация» и заменяли его нейтральными «до и после», «раньше». Публичные дискуссии строили вокруг тезисов о преодолении санкций, а официальным девизом форума можно было сделать фразу экономического обозревателя Александра Кареевского в эфире «России-24»: «Не нужно нервничать, у нас всё будет отлично. В экономике, я имею в виду. Но не сразу».
А пока страна находится в фазе «не сразу», участники делали селфи на фоне стенда РБК. На синем полотне сияла надпись «Про *из*е*». В РБК потом пояснили, что это шарада, в которой зашифровано слово «бизнес», а не то нецензурное выражение, о котором все подумали. Но было не важно, «что хотел сказать автор». Важно, что шарада соответствовала моменту. Когда форум закончился, РБК запустил мерч «Про *из*е» и «Допиздержки».
Вечером гости расходились по номерам. Некоторые — с ощущением лёгкого дискомфорта из-за усиления охраны. Сумки досматривали теперь дважды: на въезде на площадку и на входе в здание. Экономический блогер Дмитрий Потапенко назвал «весьма своеобразным» символом нового гостеприимства форума БТР под окнами своего гостиничного номера.
Фото на обложке: Шарифулин Валерий / ТАСС