«Спорят о литературе так, что дым коромыслом»
Независимый книжный магазин «Переплёт», Иркутск
«Так классно, что вы можете рассказать про книги, которые у вас продаются!», «Здорово, что у вас есть книги издательств Ad Marginem и Ивана Лимбаха!» — часто слышат сотрудники иркутского книжного магазина «Переплёт». До его открытия найти в городе редкие издания было непросто: приходилось либо ездить на книжные ярмарки в другие города, либо заказывать онлайн.
Юрист и создательница «Переплёта» Инна Миронова с детства любила ходить в книжные магазины, особенно «Продалитъ» и небольшой букинистический, периодически меняющий адрес. Мироновой нравилось читать, а от родителей досталась большая библиотека. Но идея создания собственного магазина возникла случайно. Во время знакомства с Марией Бызовой, владелицей детского книжного магазина «Кукуля», Миронова в шутку упомянула идею открыть свой магазин из-за друзей, которые постоянно одалживают и не возвращают книги.
Через год Инна открыла «Переплёт», объединив его с «Кукулей». «У „Кукули“ было всё необходимое: ИП, персонал, оборудование и, главное, опыт. А у „Переплёта“ была идея и готовность вкладываться в проект всеми силами», — рассказывает Миронова.
На создание магазина Инна заняла деньги у друзей — 600 тысяч рублей. Вернуть все долги получилось через два года. Благодаря объединению с «Кукулей» бизнес не был убыточным. Ремонт в помещении делали вместе с друзьями: кто-то бесплатно привозил краску, кто-то помогал с электрикой. Всё своими силами за два месяца.
В 2020 году начался карантин, который, на удивление, «дал магазину много жизни» — сотрудники начали вести соцсети и продавать книги онлайн. После снятия ограничений в «Переплёте» стали проводить офлайн-мероприятия. Для этого команда изучала опыт магазинов в других городах: «Независимые книжные — это такое братство и сестринство, где все друг другу помогают идеями и советами».
Одним из популярных офлайн-мероприятий стал книжный клуб «Переплёта», который существует уже несколько лет. Участницы — преимущественно женщины разных поколений, от подростков до пенсионерок. По мнению Мироновой, их объединяют любовь к чтению и приверженность гуманистическим ценностям. Но иногда они спорят о литературе так, что «дым коромыслом». В «Переплёт» также проводят паблик-токи с поэтами, писателями, иллюстраторами и психологами. Но самое посещаемое мероприятие — гаражная распродажа. В сентябре на ней объединили продажу книг со скидками, лекции о свободе и критическом мышлении и выступления музыкантов.
С открытием книжного Инна узнала, что иркутяне любят «нашенское» и чаще всего покупают книги про родной город. В детском секторе у «Переплёта» два топа. Первый — «Иркутск. Город сам по себе», единственная детская книжка об Иркутске. Вторая — «Байкал. Прозрачное чудо планеты». Во взрослом отделе всегда берут «Прощания с Ольхоном» местной писательницы Светланы Бурдинской и «В лесах Сибири» Сильвена Тессона. Это записки французского исследователя, который прожил зиму на берегу Байкала и описал свой опыт в дневниках. За книгами про Иркутск и Байкал в магазин приходят и туристы — находят его на карте независимых книжных.
Миронова считает, что любой магазин «делают люди» — продавцы и покупатели: «Вы не пойдёте за продуктами, если вам не нравится кассир, а для сотрудников книжных требования ещё выше: надо быть профессиональным, образованным, внимательным, терпеливым, с чувством юмора и с самоиронией. Соответственно, наши сотрудники формируют атмосферу. Именно благодаря им не хочется уходить из магазина». «Переплёт», по словам Мироновой, место для души, ума и общения.
«Люди боялись к нам приходить, говорили — жалко людей с особенностями»
Инклюзивный ресторан «Гнездо», Братск
«У вас кофе варят инвалиды — уберите их из видео, а то к вам никто не придёт», — такой комментарий под видео из инклюзивного ресторана в 2020 году получила социальная предпринимательница из Братска Ольга Амосова.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. В «Гнездо» приходят самые разные люди: молодёжь, родители с детьми, пенсионеры. Кто-то заглядывает просто пообедать, кто-то — встретиться с друзьями или поработать. Когда Амосова видит полный зал посетителей, она всегда вспоминает тот комментарий четырёхлетней давности и с трудом верит, что местные жители когда-то сомневались в идее инклюзивности.
История «Гнезда» началась задолго до открытия ресторана. В 2016 году Амосова открыла в Братске благотворительный магазин, а через два года — гончарную мастерскую. В мастерской проводили мастер-классы для пожилых людей из интерната и терапевтические занятия для взрослых и детей с инвалидностью. Сейчас эти площадки объединены в семейное пространство «Гнездо», которое Амосова называет «третьим местом», где можно отдохнуть и побыть среди единомышленников.
По словам Амосовой, ей всегда было интересно пробовать разные направления в социальном предпринимательстве. Поэтому в 2020 году она предложила команде открыть кафе, где работают люди с ментальными особенностями. До появления «Гнезда» в Братске не было активностей для взрослых с особенностями развития — местные фонды и НКО помогали детям. После окончания школы или колледжа многие люди с особенностями оставались дома без социализации и работы.
Сначала команда тестировала формат, проводя ресторанные дни на базе мастерской. Сотрудники сами смастерили барную стойку и нашли предпринимателя, который подарил «Гнезду» кофемашину. Через социальные сети привлекли повара и бариста, которые обучили ребят с ментальными особенностями. Меню было простым — суп-пюре, вафли, кофе. На полноценную работу ресторана предпринимательница получила грант от администрации Братска — 10 миллионов рублей.
Первыми сотрудниками в ресторане были люди с синдромом Дауна, умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра. Позже в «Гнездо» стали устраиваться и люди с физической инвалидностью. Они работают помощниками повара, бухгалтера, администратора. Но некоторые старые сотрудники ушли из команды. «С людьми с особенностями нужно немного иначе выстраивать работу — у кого-то есть медлительность, кому-то нужно напомнить о деле три раза», — объясняет Амосова. Теперь при найме в «Гнезде» сразу предупреждают о специфике работы.
Люди с ментальными особенностями работают в ресторане пару дней в неделю по три часа, в то время как, например, слабослышащий повар Саша трудится на полной ставке. Зарабатывают от четырёх до 50 тысяч рублей в месяц.
«Все ребята простые, искренние и честные, — говорит Амосова. — Они видят, что мы в них верим, и у них появляется мотивация. Один из сотрудников даже сказал: „Вы ко мне хорошо относитесь, как к обычному человеку, и я тоже начинаю в себя верить“. А ещё это самые надёжные работники: их даже в отпуск сложно отправить — не хотят».
Открытие инклюзивного ресторана изменило отношение многих жителей Братска к людям с особенностями. «Поначалу местные боялись к нам заглядывать, — вспоминает Амосова. — Говорили, что им жалко людей с особенностями. А сейчас в „Гнездо“ приходят за особой атмосферой, где все открыты и равны».
«Выставить работы может любой желающий»
Галерея «Левая нога», Омск
В 2020 году омский художник Дима Вирже получил письмо из районной администрации. В нём требовали удалить граффити на здании бывшего склада хозяйственного магазина и арт-объекты рядом с ним. В этом помещении располагалась галерея современного искусства «Левая нога».
С середины 2000-х Вирже с коллегами арендовал здание, превратив его в мастерскую. Вместе с другими омскими художниками он организовывал выставки в неожиданных местах — шалаше, лодке, даже строительной подсобке. А в 2016 году они провели первую выставку в мастерской Вирже и на неё пришло около 200 гостей. Увидев интерес омичей к современному искусству, художники продолжили проводить выставки. Так родилась галерея современного искусства «Левая нога». Её главная особенность — отсутствие цензуры и открытость. Любой желающий может выставить свои работы. Достаточно прийти и сказать: «Я хочу сделать выставку».
«Результат оказался неожиданным. Если убрать коммерческую составляющую и отбор работ, то ничего не нужно организовывать, галерея будет работать сама. Люди приходят, приносят свои работы — вот и весь процесс», — рассказывает Вирже.
По словам художника, галерею создали, чтобы, в том числе избавить людей от страха быть осмеянными или отвергнутыми. В результате в «Левую ногу» стали приходить те, кто раньше не решался заниматься искусством, а кто-то вырос в этом деле, говорит Вирже: «Я наблюдал, как люди росли в качестве художников. Помню одну девушку: сначала она приносила откровенно слабые работы, но мы всё равно включали их в экспозиции. И спустя некоторое время она принесла потрясающие работы. Оказалось, участвуя в выставках, она поняла, с какими материалами и в каком формате ей лучше работать».
В «Левой ноге» формат и тематика выставок постоянно меняются. В 2019 году прошла выставка «Кильдым» с работами художников, творящих в стеснённых условиях — например, в маленьких квартирах из-за отсутствия средств на аренду мастерской. Другая экспозиция, «Выставка уставших художников» (В.У.Х.О), собрала «анти-шедевры» авторов, уставших от искусства, но не способных его оставить.
За восемь лет в галерее прошло около 150 выставок. На каждой бывают от 150 до 300 человек. «Сложно сказать, кто эти люди, — говорит Вирже. — Они разного возраста, из разных сфер. У нас нет типичного посетителя».
К 2020 году «Левая нога» стала достопримечательностью Омска, привлекая не только местных жителей, но и туристов. Когда районная администрация потребовала от Вирже закрасить граффити и убрать арт-объекты, омичи встали на защиту галереи — активно подписывали и распространяли петицию против того, чтобы граффити закрашивали. В итоге администрация отозвала своё предписание. В сентябре 2023 года «Левая нога» переехала в соседнее здание, где продолжают проходить выставки.