«Будто начинается настоящая война»
Нине (её фамилию мы не называем по её просьбе) 43 года, она живёт в посёлке Буреть Усольского района с самого рождения. Здесь она вырастила троих детей, а теперь нянчит внука Макара. Мальчик родился в августе 2023 года и стал тысячным жителем посёлка.
Семья Нины купила этот дом 22 года назад. У них большой участок земли и хозяйство: куры, коровы и даже кони. Один минус — посёлок находится в нескольких километрах от военного аэродрома Белая.
«Эти „тушки“ [самолёты Ту] взлетают прямо у нас над головами. Это просто жесть! Кажется, будто начинается настоящая война», — говорит Нина.
Самолёты издают такой громкий звук, что у людей закладывает уши, а животные пугаются. Нина рассказывает, что огромные бомбардировщики местные жители называют «стрекозами».
2 апреля около полуночи Нина собиралась лечь спать после разговора с мужем по телефону. Валерий работает животноводом, в ту ночь он был на смене. Всё случилось, когда Нина положила трубку.
«Даже не знаю, как это описать, — вспоминает она. — Я услышала непонятный громкий звук, и у нас сразу потух свет, дом затрясло».
Женщина босиком побежала через двор в дом, где спали её дети и внук. Все уже проснулись и начали быстро собираться — боялись, что в доме пожар. Но тут позвонил Валерий и сказал, что это упал самолёт. Тогда решили, что дочери и внук останутся дома, а Нина и её сын поедут на место крушения.
«Хотели помочь, — объясняет она. — У нас в деревне все дружные. Мы всегда идём на помощь друг другу, на любую беду».
Самолёт упал недалеко от дома Нины — сразу за посёлком, буквально в 50 метрах от крайних домов. Она могла бы добежать туда, но в посёлке было темно. Падая, бомбардировщик снёс столб линии электропередач — все дома и улицы в Бурети погрузились во мрак. Поэтому женщина села за руль.
«Самолёт разлетелся как булка хлеба»
Когда Нина приехала, крупные части бомбардировщика уже догорали. Нина различила турбину, а остальное разлетелось по полю на мелкие кусчки. На месте уже собирались другие жители посёлка. «Как булку хлеба раскрошили, знаете? Вот так же и место крушения выглядело», — описывает Нина.
Местные жители, в том числе и муж Нины, сразу организовали поиски выживших пилотов. Двух лётчиков нашли в течение получаса в местном лесу, а один вышел со стороны кладбища сам. Его лицо было в крови.
«Я побежала к нему, спросила: „Сколько вас? Где остальные?“ Но он в шоке был, ничего не ответил. А когда узнал, что четвертый летчик погиб, заплакал», — вспоминает женщина.
Сама Нина тело погибшего не видела, об этом рассказали местные парни, которые смогли подойти к месту крушения поближе. Самолёт упал в поле, а там сейчас слякоть. Все, кто туда заходил, проваливались в грязь по колено. Нина считает чудом то, что пилоты сумели отвести самолёт от жилых домов в поле.
Через 30 минут, по подсчётам Нины, на место прибыли скорая помощь, пожарные и ДПС. Но самыми первыми были военные. Нина вспоминает, как мужчина в военной форме говорил людям, чтобы они ничего не снимали. Вскоре военные оцепили территорию, и местные жители разъехались по домам.
Когда Нина и её сын вернулись, в доме не было ни света, ни интернета. Утром выяснилось, что без электричества остались соседние посёлки — Средний и Новомальтинск.
Утром, когда Нина с мужем поехали за топливом для генератора, на месте крушения было много военных. «Появилось ощущение, что мы попали в Украину. Очень страшно, жутко было смотреть туда», — делится она впечатлениями.
«Живём с этим страхом»
С начала войны в Украине жизнь рядом с военным аэродромом пугает Нину особенно сильно. Каждый раз, когда самолёты пролетают мимо, даже маленький Макар вздрагивает в коляске от шума. Из-за этого семья боится выводить ребёнка на улицу.
Нина помнит, как в августе 2024 года разбился первый Ту-22М3. Самолёт вылетел с аэродрома Белая и упал в посёлке Михайловка Черемховского района, который находится примерно в 20 километрах от Бурети.
«Это было на наших глазах, — говорит она. — Мы сидели в ограде и ужинали. И тут увидели самолёт, который пролетел по Ангаре и ушёл в поле. Когда он летел — уже дымился, за ним клуб дыма был».
Тогда Нина вместе с мужем и родственниками также сели в машину и поехали искать катапультировавшихся лётчиков. Полтора часа ездили по лесам, но не нашли. По словам Нины, сейчас на месте падения того самолёта остаётся воронка, а рядом развевается российский триколор.
Теперь, после двух катастроф подряд, жители посёлка боятся, что очередной самолёт может упасть на их дома. По словам Нины, они уже думают о том, чтобы обратиться к губернатору, написать петицию с призывом убрать военный аэродром подальше от их посёлка.
«Когда спать ложимся, боимся, что не проснёмся, — признаётся Нина. — Не дай бог, конечно. Но всё равно мы живём с этим страхом. Нам говорят, что самолёты падают из-за неполадок. Но после начала СВО нас всё какие-то подозрения берут. Точно ли это неполадки?»
Уехать из Бурети люди не могут. По словам Нины, купить жильё где-то ещё невозможно из-за высоких цен. В Усолье-Сибирском, например, просто квартира стоит 3–4 миллиона рублей.
«Да и куда нам ехать? — вздыхает она. — У нас своё хозяйство, большой участок, два дома. Экология тут хорошая, нам всё нравится. Если бы не этот аэродром рядом…»
Что случилось?
2 апреля 2025 года бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 вылетел с аэродрома Белая — он выполнял плановый полёт. Примерно в 23:30 самолёт потерял управление. По официальной версии — из-за технической неисправности. Экипаж из четырёх человек катапультировался между 23:40 и 23:50. В 23:55 самолёт упал недалеко от посёлка Буреть Усольского района, задев линию электропередачи. Около 00:30 прибыли скорая помощь, пожарные и полиция. К 01:00 территория была оцеплена военными. Электричество в Бурети восстановили только к 13:00 следующего дня.
Изображение сгенерировано при помощи искусственного интеллекта.