Формально запрет на майнинг в южной части Иркутской области направлен на снижение нагрузки на электросети и борьбу с так называемыми «серыми» майнерами, которые используют электроэнергию по льготным тарифам. Александр (попросил не называть его фамилию) много лет занимается установкой «криптоферм под ключ», рассказывает, что ограничения не заморозили деятельность полностью: «кто-то боится и отключается, а кто-то боится и майнит». Но сейчас это стало еще более серой зоной.
Именно мелкие «серые майнеры» сегодня продают оборудование. Как правило, это старое оборудование, которое потребляет очень много электричества. После того, как энерготариф в регионе вырос и был введен запрет на майнинг, использовать его просто не имеет смысла — экономически невыгодно и опасно — чревато изъятием оборудования и штрафом.
По словам эксперта, такого б/у оборудования на вторичном рынке стало больше примерно в десять раз. Оно уходит в основном в другие регионы, где цены на электричество дороже, но и запрета на майнинг нет. При этом оборудование нового поколения стоит по 200-300 тысяч за «машинку». Сколько его в регионе — оценить практически невозможно.
«Вот свежая история от бывшего клиента, о том как ищут майнеров, — рассказывает Александр. — Рано утром к нему в дверь частного дома постучали. Он открыл — стоят люди в форме. Строго спрашивают: „У вас электропотребление очень большое. Майните? Показывайте“. Клиент и правда майнил, раньше. Но перестал и долго разбирался с энергетиками по этому поводу. В общем, ребят он послал. Тем более, что это оказались не полицейские, как он сначала подумал, а сотрудники МЧС».
Но есть в регионе и «крупные» игроки, которые владеют большими криптофермами. По словам Александра, такие фермы перевозят на север или в другие регионы, где есть доступ к более-менее дешевому электричеству.
«При этом, люди во власти, из крупного бизнеса, из структур, связанных с энергетиками, которые выступали против майнинга, практически все они им занимаются, — говорит Александр. — Я бы сказал, это просто запрет на майнинг. Идет передел этого рынка».
Запрет майнинга на юге области, по заверениям губернатора Игоря Кобзева, должен решить проблему перегрузки энергосистем. По его словам, это вызывает частые отключения. Однако собеседник «Людей Байкала» считает, что криптофермы могут быть полезными, если мощности распределять правильно: «Майнеры сглаживают пиковые нагрузки на сеть. Если трансформатор работает на 70% мощности, это идеальный режим, и майнинг этому способствует».
Кроме того, тепло, выделяемое от работы криптофермы, предприимчивые иркутяне использовали его для бытовых нужд: подогрева воды, отопления домов и теплиц.
«Энергетики и власти хотят взять майнинг под контроль. Это большие капиталы, а они не бывают независимыми», — заключает он. Несмотря на ограничения, отрасль продолжает жить, находя новые формы и решения, особенно на уровне малого бизнеса и частных инициатив.
По его оценке, запрет на майнинг на централизованных энергосетях власти будут вводить и дальше. Например, правительственная комиссия России по развитию электроэнергетики на заседании 29 мая собирается обсудить введение круглогодичного запрета на майнинг в отдельных районах Бурятии и Забайкальского края. Сейчас ограничения в этих регионах действуют только осенью и зимой.
В ближайшие годы в Якутии планируют запускать крупную газовую генерацию и если это случится, регион будет гораздо более перспективным для майнинга, чем Иркутская область, отмечает эксперт. В некоторых регионах майнят на небольших частных ГЭС.