417 км

«Рассматривать альтернативные варианты „дорого“ и „нецелесообразно“»

En+ и китайская компания строят дорогу от месторождения, несмотря на протесты жителей и решение суда

Местные жители и экологи в Забайкальском крае через суд отменили государственную экологическую экспертизу строительства дороги от Зашуланского месторождения угля. Суд на 52 страницах описал нарушения, допущенные в экспертизе, она признана незаконной. Но стройка не остановлена. «Разрезуголь» (дочернее предприятие Еn+ и китайской компании) требует пересмотра дела и продолжает строить трассу. Угольщики планируют, что дорога пройдет через 11 сел, в сотнях метров от огородов, вблизи охранной зоны месторождения минеральной воды Ямаровка.

En+ — один из крупнейших промышленных холдингов России, связанный с добычей полезных ископаемых и энергетикой. Группа входит в сферу влияния олигарха Олега Дерипаски. В проекте «Зашулан—Гыршелун» En+ действует через дочернюю структуру ООО «Разрезуголь» совместно с китайской компанией BOCHI Energy Investment Company Limited. Четыре года назад «Разрезуголь» стал резидентом ТОР — территории опережающего развития. Это экономическая зона с льготными налогами и упрощенными процедурами.

О том, что в районе появится новая дорога, жителям объявили пять лет назад. К этому времени углевозы уже разбили вполне приличную автодорогу из Баляги в Ямаровку. По ней компания «Разрезуголь» возила уголь из небольшого Зашуланского разреза, который выкупила в 2016 году. С каждым годом дорога становилась все хуже. Не помогали ни весовой контроль, которого добились жители, ни обращения к власти, ни некий социальный контракт, по которому угольщики брали обязательство отремонтировать дорогу.

На общественных слушаниях в 2020 году жители района узнали от руководства «Разрезугля», что мимо поселений собираются возить уголь для экспорта в Китай. Под этот проект компания планирует построить железную дорогу, чтобы удобнее было транспортировать с месторождения большие объемы угля.

«Разрезуголь» заявляет , что к концу 2027 года будет перевозить по дороге «Зашулан-Гыршелун» пять миллионов тонн угля в год. Компания выбрала самый удобный для доставки угля до железной дороги маршрут. Длина дороги — 162 километра.

Дорога должна пройти вблизи 11 сел: шести в Красночикойском и пяти — Хилокском районе. Трасса пройдет буквально в 200 метрах от огородов, в 1670 метрах от Ямаровского минерального источника. На общественных слушаниях по межеванию жители возмутились: почему дорогу решили прокладывать так близко к домам и уникальному природному источнику, просили перенести трассу на другой берег реки Чикой, на котором нет поселков.

При промышленном освоении месторождения углевозы, по проекту, будут курсировать по дороге круглосуточно. Местные жители опасаются, что угольная пыль и отравляющие вещества будут оседать в огородах, от загрязнения пострадают посевы и пасеки. Красночикойский и Хилокский районы входят в буферную зону Байкальской природной территории. Строительство дороги нанесет вред природе Байкала. Вредные частицы вместе с дождём и снегом будут стекать в притоки Селенги и дальше попадать в Байкал.

Местные жители на слушаниях по межеванию Черемховского поселения заявили, что они против проекта и потребовали от «Разрезугля» предусмотреть другие варианты маршрута, которые не затронут деревни. Угольщики ответили, что рассматривать альтернативные варианты «дорого и нецелесообразно».

Слушания по оценке воздействия на окружающую среду проходили в 2020 году в районном центре, в 120 километрах от поселения, в котором планировалась дорога, многие жители не могли присутствовать на мероприятии, а большинство просто не знали.

Секретная экспертиза

В 2021 году местные жители, выступившие против проекта, стали заявлять об угрозах. К главе поселения «Черемховское» Виктору Ковнеру приезжали депутаты и чиновники, которые требовали согласовать проект. Он этого не сделал. Угольщики подали в суд на администрацию и выиграли. После нескольких месяцев судов прокуратура внесла Ковнеру представление, в котором потребовала согласиться с проектом и подписать разрешительную документацию. Он вновь отказался исполнять решение, объяснив это тем, что исполняет волю людей. Тогда у него отозвали полномочия, подпись под документами поставил глава Красночикойского района Евгений Гостев.

Таким образом, «разрешение на строительство» от местных жителей было получено. Государственную экологическую экспертизу проекта в Забайкальском крае провели сотрудники Росприроднадзора по Москве и Калужской области.

Местные жители через суд потребовали отменить заключение экспертизы. Они выявили критически важные для реализации проекта нарушения. Например, в экспертизе не учтено, что при строительстве дороги будут вырублены леса в охранной зоне курорта «Ямаровка», где находятся минеральные источники. В документах также нет информации о краснокнижных животных и растениях, таких, как орхидеи, журавли.

Как говорят местные жители, никто в поселении не видел, чтобы кто-то занимался изысканиями. Приезжали ли эксперты из Москвы или Калужской области — неизвестно. В экспертизе также ничего не сказано о наличии свалок и скотомогильников, а также кладбищ вблизи проектируемой дороги. Это важно для такого потенциально опасного объекта.

Суд длился почти год. В феврале 2025 года суд отменил заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства дороги. Судья на 52 страницах перечислил нарушения закона, которые были допущены в экспертизе.

Жители Красночикойского района провели общественную экологическую экспертизу проекта дороги и отправили ее государственным экспертам. Была запланирована вторая экспертиза, но по ней руководство «Разрезугля» отказалось давать информацию о проекте строительства дороги. Объясняло это коммерческой тайной. Хотя по закону граждане вправе знакомиться с документами.

Местные жители подали в суд на «Разрезуголь», выиграли его. Суд обязал компанию предоставить проект. Несмотря на это, угольщики не передали документы местным жителям. Теперь они судятся с приставами, которые отчитались, что исполнили решение суда и передали документы. Исполнительное производство закрыли. Однако, компания так и не предоставила все необходимые документы. Суды продолжаются.

«Обращений не поступало»

В суде жители Красного Чикоя узнали, что финальный вариант государственной экспертизы отличается от предыдущего. Из финального исчезло упоминание, что приходило обращение от организации «Экологическая безопасность». Два варианта документов есть в распоряжении редакции. В первом в пункте 1.9. написано, что обращение от «Экологической безопасности» зарегистрировано. Во второй версии в этом же пункте 1.9. значится, что никаких обращений не поступало.  Общественную экспертизу второй организации Росприроднадзор вовсе не учёл.

«Изменения были зафиксированы как исправление описок и опечаток. Но мы же видим, что на самом деле просто целый пункт исключен из экспертизы. Будто и не было обращения», — говорит жительница Красного Чикоя Альбина Фатеева.

В суде сотрудники Росприроднадзора по Москве и Калужской области сначала говорили, что не получали Общественную экологическую экспертизу и обращений граждан. Потом заявили, что экспертизу получали, но она пришла на почту центрального аппарата, до них документ не дошел, и поэтому не был учтен. После этого все-таки признали, что общественная экспертиза пришла, но название документации, по которой она сделана,  не относится к проекту дороги (якобы не те формулировки) . Что же касается обращения организации «Экологическая безопасность» об участии в заседаниях комиссии — как позже стало известно на суде, упоминание обращения сначала было указано в экспертизе, потом информацию о нем стерли.

В районном суде Росприроднадзор по Москве и Калужской области и заказчик экспертизы «Разрезуголь» проиграли, экспертизу признали незаконной. Сейчас ответчики обжалуют это решение. Они попросили суд провести Комплексную судебную эколого-техническую экспертизу. Истцы просили поддержать решение первой инстанции без дополнительной экспертизы. Местные жители отмечают: суд включил в экспертизу только вопросы, поставленные представителями угольной компании. Те же вопросы, которые подготовили истцы, суд отклонил без пояснений.

«Техника работает на трассе»

Еще шли суды, а угольщики уже начали строить дорогу. Хотя законных оснований для строительства нет. С февраля 2025 года экспертиза проекта официально признана незаконной.

«Решение суда первой инстанции не отменено. „Разрезуголь“ не имеет права продолжать строительство дороги. Но техника снова работает на трассе — это прямое нарушение законодательства», — говорит житель Красного Чикоя и экс-депутат Александр Соснов.

Жители района обмениваются в чатах видео с последствиями начавшихся работ. Тяжелая техника, так называемые мульчеры, уничтожают десятки деревьев, расчищая место для будущей трассы. Повреждены русла ручьёв и малых водоемов, нарушен их сток. Туда выбрасывают отходы — древесную щепу, в которую превращаются деревья. Местные жители сообщают также о незаконной рубке леса в районе села Афонькино. Люди обратились в полицию — без результата.

«Попытка выдать полумеры за решение проблемы»

В местных чатах появились объявления о наборе сотрудников в Китайскую железнодорожную строительную корпорацию — одну из крупнейших государственных компаний КНР. Люди обращают внимание на то, что компания находится в прямом подчинении Государственного совета Китая. Жители отмечают: китайские рабочие уже заселяют дома в Черемховском поселении.

Общественники заявляют о давлении, которое на них оказывает угольная компания. Угольщики направили в адрес истцов предложения. Обещают, например, провести дополнительные исследования после того, как начнут строить дорогу, организовать мониторинг подземных и поверхностных вод, сформировать некий общественный совет, обследовать скотомогильник. Кроме того, обещают убрать старые свалки. Взамен местные жители должны отказаться от исковых требований.

Общественники отмечают, что эти предложения не решают главный вопрос: государственная экологическая экспертиза по-прежнему незаконна, в проекте нет полноценной оценки воздействия проекта на окружающую среду.

«Эти предложение выглядит как попытка выдать полумеры за решение проблемы», — отмечают участники процесса. — Фактически, этими предложениями компания признает, что полноценные изыскания проведены не были, и пытается задним числом замаскировать пробелы в проектировании«.

Истцы сообщили также о том, что им поступали личные предложения «поговорить отдельно». Нескольких человек приглашали на индивидуальные встречи. Люди не намерены отступать — требуют провести новую, полноценную государственную экологическую экспертизу.

Следите за новыми материалами