По его словам, основная сложность в том, что бакланы гнездятся в заповедниках, где сложно контролировать численность птиц. Цыденов отметил, что сейчас на бурятской стороне Байкала обитает около 40 тысяч бакланов: «Но, как лично мне кажется, их гораздо больше», — добавил он.
Ранее жители Северобайкальска записали видеообращение, в котором пожаловались, что в последние годы улова на Байкале «не хватает даже на уху». По их мнению, вся добыча уходит бакланам, особенно омуль, численность которого падает уже несколько лет.
Формально отстрел бакланов в Бурятии разрешен с 2022 года. В 2023 году власти уничтожили почти 2500 птиц, а на компенсации охотникам из бюджета потратили около 600 тысяч рублей. Позже специалисты признали этот способ малоэффективным и затратным.
В Иркутской области разрешили отстреливать бакланов с 2024 года. Тогда депутаты признали рост численности бакланов экологической проблемой. По их мнению, стремительный рост популяции птиц, особенно вблизи Братского и Усть-Илимского водохранилищ, угрожает экологии.
Иркутские депутаты тоже утверждают, что бакланы съедают слишком много байкальского омуля и вытесняют другие виды с привычных мест гнездования. А их помет, в котором содержится азот, приводит к гибели растительности и изменению состава почвы.
Однако, по словам ученых, рацион баклана лишь на несколько процентов состоит из омуля. Птицы питаются им в основном осенью, во время нереста, когда рыба становится легкой добычей. В остальное время омуль занимает в рационе птиц не более трех процентов. Поэтому омуль в Байкале исчезает не из-за бакланов, считают специалисты.
«Масштабы браконьерской добычи омуля на Байкале действительно впечатляют: только в 2019–2020 годах у рыбаков изъяли более 2 000 тонн этой рыбы. Ровно тот объем, который пытаются „вменить“ баклану», — сказал в интервью изданию «Кедр*» орнитолог Виталий Рябцев.
Большой баклан — это водоплавающая птица размером с гуся, которая кормится рыбой. Ещё в ХIХ веке путешественники писали, что бакланов на Байкале можно встретить «такими несметными стаями, как едва ли где в другом месте на материке Старого света».
Бакланьими на Байкале называли четыре острова, четыре мыса, три бухты и одну речку. В 1930-е годы на них даже предлагали организовать массовую охоту, чтобы «дать городам дополнительно сотни тонн мяса». К слову, мясо у бакланов так себе, но голод в годы Великой Отечественной войны заставил людей быть неприхотливыми в выборе пищи, и бакланов активно ели, а их гнёзда разоряли в поисках свежих яиц.
В итоге уже к началу 1950-х годов на Байкале исчезла последняя бакланья колония, а в 1971 году орнитологи в последний раз зафиксировали одиночную птицу. К 1980 году байкальские орнитологи грустно подытожили: «Баклан сгинул так стремительно и неожиданно, что остался почти не изученным».
Но в конце XX века на Байкале стали замечать сперва одиночных бакланов, а потом и целые стаи. Большие бакланы начали возвращаться на Байкал и озера Бурятии в начале 2000-х из восточной Монголии из-за того, что климат там стал более засушливым. Сейчас популяция в Прибайкалье насчитывает около 40 тысяч бакланов. Среди ученых есть мнение, что птицы временно мигрировали на Байкал и в течение нескольких лет бакланы вернутся на прежние места обитания.
*признаны в России иногентами