«Мы против войны, мы за мир, но при этом за защиту Отечества»

Как живут кадеты и как изменилась их учебная программа после 24 февраля

Фотограф Анна Диденко фотографирует кадет в Иркутском кадетском корпусе больше года. Анна — куратор программы «Вера. Родина. Честь». Это совместная программа корпуса и Михаило-Архангельского Харлампиевского храма Иркутска.

«Мы не хотели бы, чтобы ребят воспитывали военными машинами, — говорит Диденко. — Именно для этого и создана эта программа. Мы хотим, чтобы ребята понимали, что у нас многонациональная страна и у всех народов есть традиции. И что основная наша религия, православие, тоже не имеет национальности».

16 февраля в кадетском корпусе были соревнования по биатлону. Лыжи для биатлона выдаёт кадетский корпус. Всего в биатлоне участвуют 20 кадет: от каждого из пяти классов по четыре человека. Стартуют они по одному, из корпуса выходят командами по четыре человека. Один кадет бежит, остальные готовятся, надевают лыжи и катаются на них неподалёку, чтобы не замёрзнуть. Каждому из участников нужно проехать два круга на лыжах по территории корпуса, четыре раза выстрелить по мишеням из пневматического оружия и сделать ещё один, завершающий, круг на лыжах. Если во время бега у кадета что-то случится с лыжей, его однокурсники быстро принесут замену: забег идёт на время.

1 сентября 2021 года Анна впервые оказалась в кадетском корпусе. В тот день на улице было прохладно, все пять курсов кадет выстраивались на плацу. Была торжественная линейка. На построении в честь праздника присутствовали их родители.

С начала учебного года Анна была фотографом программы «Вера. Родина. Честь» и снимала кадетский быт. Глядя на жизнь кадет, она удивлялась: «Как человек, привыкший к более комфортным условиям, я была удивлена, как здесь уживаются ребята. Меня это тронуло. Я сравнивала жизнь кадет и своих детей. Мои дети имеют свободу: едят, когда проголодались, гуляют, когда захотят, имеют много времени на досуг и, например, интернет. В свободное от школы, садика, занятий и тренировок время мы ходим с ними на концерты, в кафе, на выставки. А ребята в кадетском корпусе закрыты с понедельника по субботу. И всё это время у них расписано по секундам».

Перед каждым уроком в корпусе класс выстраивается у парт. Дежурный кадет, дневальный, докладывает учителю, какой курс и в каком составе прибыл на занятие. Учитель отвечает «вольно», дневальный говорит «вольно» классу, дальше урок проходит, как в обычной школе. Кадеты выбегают из класса, как обычные школьники, но не кричат: за это можно получить замечание, наказание за которое понесёт весь класс. Диденко говорит, что на переменах кадеты собираются небольшими компаниями, разговаривают, «шутят на свои мальчишечьи темы».

Конкурс на поступление в Иркутский кадетский корпус высокий — шесть человек на место.

Чёрную парадную форму на урок кадеты надевают только по особенным случаям. Например, в День учителя, когда в корпусе проходит день самоуправления. Кадеты полностью заменяют учителей и администрацию. Кадеты-пятикурсники (в кадетском училище пятый курс — это как 11 класс в обычной школе) проводят уроки в младших классах. На фото пятикурсник ведёт географию у кадет четвёртого курса. Анна Диденко рассказывает, что ученики слушали старшекурсников внимательнее, чем в обычное время учителей. «Это не показуха, — говорит она, — это дисциплина. Ученики реально выполняют задания, а „учителя“ объясняют всё максимально подробно».

Если один ученик в классе заболел ковидом, весь класс переходит на дистанционное обучение из дома. Но класс на карантине все равно учили пятикурсники, правда удалённо. Еще пятикурсники в этот день провели экзамен для своих учителей: те должны были попасть из ружья в две мишени — воздушных шара. Внутри каждого шара — записка с вопросом на военную тему, на который учитель должен ответить. Например, что больше: рота или взвод? Директора кадетского корпуса в этот день тоже заменял пятикурсник.

В Иркутской области два кадетских корпуса: один находится в Иркутске, второй — в Усолье-Сибирском, городе в Иркутской области с населением в 75 тысяч человек.

У каждого курса в корпусе своя казарма. Это несколько комнат: раздевалка, кладовая, прачечная, спальня, уборная и кабинет воспитателя. В свободное время сидеть на кровати нельзя, чтобы не смять постель. Сидят на табуретках. Все комнаты казармы общие. Уединиться кадет может только в молельной комнате, если там никого нет.

День в кадетском корпусе начинается в семь утра. Воспитатель кричит: «Подъём!», кадеты просыпаются, тщательно заправляют кровать и умываются. После подъёма — идут на зарядку. После завтрака, в восемь утра, строятся на плацу. Учёба по школьной программе начинается в 8:45. Каждый день в корпусе по шесть уроков, все пять лет без исключений. В два часа дня обед и время на отдых.

После 24 февраля кадеты стали задавать священнику вопросы: «Батюшка, мы ведь будем военными. Получается, если будут военные действия и мы кого-то убьём, мы попадём в ад? Мы ведь совершим грех». Некоторые из них сами отвечают: «Ну как же, у нас есть святой Александр Невский, Фёдор Ушаков, Дмитрий Донской — святые русские воины». «Конечно, я им объяснил, что, одно дело, когда убивают из эгоистических соображений, под воздействием своих страстей, — говорит иерей, — то совершают преступление и нарушают заповедь „не убий“. Другое, когда защищают Родину и свой народ. Сейчас мы рассказываем, что такое нацизм и почему его не должно существовать. Говорим, что одна раса не должна превозноситься над другой. Мы против войны, мы за мир, но при этом за защиту Отечества».

Анна Диденко говорит: «Это наши будущие воины, если прикажут, пойдут воевать. Именно благодаря ребятам с огромным внутренним миром мы спокойны за будущее нашей страны. И пускай вся мразь нацисткая знает, что мы вырастим ещё много воинов, которые будут бить эту сволочь до последней гниды. Будем помнить подвиг наших прадедов, не дадим никому искусственно стереть правду истории, забыть жертвы той самой кровопролитной войны, того горя, что принёс фашизм в каждую семью. „Мы помним, мы гордимся“ — не пустые слова. И мы за эти слова отвечаем. И, неся в себе ту память, тот подвиг, пойдём вперёд на врага и истребим его. Чтобы никто и никогда не смел устраивать геноцида».

В субботу в корпусе полноценный учебный день, шесть уроков, и «парко-хозяйственная деятельность». Так по уставу называют уборку в классах и на территории: осенью кадеты убирают листья, зимой — чистят снег. После этого, в пять часов вечера, кадет уходит в увольнение и может пойти домой на сутки, если его семья живёт в городе. Возвращаются в корпус ребята вечером в воскресенье.

Приходят по расписанию в разное время: те, кто помладше — к шести, постарше — к восьми. Те, чьи семьи живут далеко, остаются в корпусе и живут по режиму корпуса, выполняя всё, кроме учёбы. Покинуть корпус в выходной кадет может только в двух случаях: уйти на оговорённые с родителями дополнительные занятия или на организованный корпусом выход, например, в театр или кино.

По территории корпуса можно ходить только строем. За классом закреплены два учителя: классный руководитель, который отвечает за успехи в учёбе, и офицер-воспитатель. По его приказу кадет должен проснуться или отойти ко сну, пойти на урок или встать на дежурство в столовой, приступить к уборке или закончить её. «Мы очень гордимся тем, что наших мальчишек воспитывают мужчины», — говорит заместитель директора кадетского корпуса по воспитательной работе Гордеева.

В три часа дня в корпусе начинаются дополнительные занятия. Мальчики могут сами выбрать, чем им заняться. Среди вариантов самбо, армейский рукопашный бой, тяжёлая атлетика, воркаут, волейбол, футбол, баскетбол, исторический бальный танец, робототехника, музыка, по сезону — лыжи и хоккей. Раз в четверть кадет может изменить выбор, но посещать дополнительные занятия он должен обязательно.

Среди дополнительных дисциплин, которыми можно заниматься во второй половине дня, кадеты в основном выбирают спорт. Ходят в спортзал, играют в футбол и хоккей, катаются на лыжах. Пятикурсники по желанию сдают ГТО — физические нормативы, за выполнение которых можно получить значок «Готов к труду и обороне». В основном эти нормативы сдают для себя, чтобы оценить свой уровень физической подготовки. Но есть и практическая сторона: абитуриенты за этот знак могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ, а студенты — доплату к стипендии.

Один или два раза в неделю в корпус приходит православный священник — иерей Евгений Володин. В этот день для одного из курсов он проводит уроки по дисциплине «Воинство небесное. Воинство земное». Рассказывает кадетам, что в православии понимается под словами «Родина» и «воинский долг», отвечает на вопросы ребят. Иерей Евгений и сам офицер запаса, поэтому кадеты часто задают ему вопросы о жизни: например, почему после службы он стал священником.

В столовой каждый день есть дежурные. Они накрывают на стол и убирают после того, как класс поест. Перед каждым приёмом пищи в корпусе построение. Дневальный — дежурный кадет, который следит за соблюдением дневного порядка, — подходит к столу, докладывает воспитателю, что его класс готов к приёму пищи. Воспитатель отвечает: «На ужин у вас десять минут, приятного аппетита», — и мальчики быстро едят. «Если не отвлекаться, доесть они успевают», — говорит Диденко. Когда последний кадет доедает, весь класс по команде встаёт. Кадеты поднимают лавки, крепят их под столами и идут в казарму.

Диденко говорит, когда она приходит в корпус, кадеты ждут её и каждый раз спрашивают: «А почему вас так долго не было?» Первокурсники часто говорят, что скучают по родителям и хотят домой, от ребят постарше такого не услышишь. Домой кадетам пойти можно только на выходные. Если семья кадета живёт далеко от города, он остаётся в корпусе с дежурным воспитателем.

Личное время у кадет появляется после ужина и перед отбоем. В это время им на час выдают мобильные телефоны, которые хранятся у воспитателей. Они звонят родителям, слушают музыку, играют и сидят в социальных сетях.

Первокурсники, по словам Диденко, не могут ответить на вопрос, хотят ли они быть военными, а вот старшекурсники всерьёз задумываются об этом. Пятикурсник Саша как-то рассказал Диденко, что мечтает попасть в спецназ. Другой кадет, с третьего курса, сказал, что в корпусе он понял, что режим и военное дело — это не для него. Он хотел бы вернуться в обычную школу и поступить в вуз. «Среди учебного года корпус вряд ли кто-то бросит, — говорит Диденко. — В следующем году посмотрим, уйдёт он или нет».

Из личных вещей у кадета могут быть очки для зрения, канцелярия, книги, зубная паста и щётка, спортивная форма. Читать можно в свободное от уроков и других занятий время. Телефоны всего курса хранятся у воспитателя. Он выдаёт их кадетам в определённое время. Все кадеты должны быть коротко стрижены, но не обязательно налысо, как в армии.

Любое нарушение в корпусе карается наказанием, причём коллективным. Нарушил один — на штрафную маршировку выходит весь класс.

После программы по выбору — полдник и самоподготовка. В это время кадеты делают домашнее задание под присмотром воспитателя. Если кадеты успевают быстро сделать домашнюю работу, им могут включить фильм. Фильм разрешают выбирать самим. Ребята голосуют и ставят то, что выбрало большинство. Часто на самоподготовке они не успевают досмотреть фильм, поэтому его просмотр разделяется на 10-минутные сеансы в разные дни.

После самоподготовки в корпусе ужин. В десять вечера — отбой.

Перчатки и воротнички у кадета всегда должны быть чистыми. Каждый вечер кадеты отпарывают и стирают старые воротнички, а на их место пришивают свежие. Диденко вспоминает, как удивилась, когда кадеты-второкурсники наперебой рассказывали ей, как правильно завязать узелок и какой длины должна быть нитка. «До этого мне сложно было представить, что семиклассник, тем более мальчик, может так ухаживать за вещами», — говорит она.

В корпусе есть уборщица, но большую часть бытовых обязанностей по уходу за собой лежит на самих кадетах. Раз в неделю они меняют постельное бельё на своих кроватях. Первокурсникам, говорит Анна Диденко, сначала этот процесс даётся сложно. «Они придумали очень забавный способ заправлять кровати, — улыбается Анна. — Берут одеяло и вместе с ним залезают в пододеяльник в полный рост. Потом выходят, а одеяло оставляют внутри».

Каждый год первого октября первокурсники, мальчики 12-13 лет, дают клятву кадета. До этого месяц их учат правильно маршировать. Ровными рядами по три человека они маршируют по плацу, по приказу останавливаются, а потом снова начинают маршировать. На левом рукаве формы первокурсника есть нашивка в форме галочки. По количеству таких «галочек» можно определить, на каком курсе учится кадет: одна «галочка» значит один год обучения.

В Иркутском кадетском корпусе учатся 120 кадет, обучение бесплатное. «Их всегда ровно столько, это госзадание, — говорит заместитель директора кадетского корпуса по воспитательной работе Юлия Гордеева. — Мы бы хотели, чтобы их было больше. Но бытовые условия не позволяют разместить и обучить больше». Если кто-то отчисляется в течение учебного года, на его место в следующем году принимают новичка. Желающих достаточно: конкурс на место шесть человек.

Отчисляются мальчики чаще всего с первого курса. «Не выдерживают, — говорит Гордеева. — Когда эйфория от поступления в кадеты проходит, ребята сталкиваются с суровым кадетским бытом, где нужно спать в казармах и по корпусу перемещаться строем, — и принимают решение уйти. После окончания первого курса уже, как правило, никто не отчисляется».

Раз в месяц в корпусе проходит день именинника. Кадеты, празднующие день рождения в этом месяце, собираются вместе на угощение: родительский комитет закупает для них чай, пироги, сладости и конфеты. В кабинете педагога-организатора плотно закрывают шторы, чтобы зажечь свечи и включить светодиодный диско-шар. Именинники пьют чай, поздравляют друг друга, радуются редкой возможности поесть сладкое. Иногда на таких встречах именинникам разрешают воспользоваться телефоном и зайти в интернет.

Четверг в кадетском корпусе — это день военной подготовки. В этот день вместо дополнительных занятий во второй половине кадеты занимаются по программе «Основы военной службы» — учатся стрелять, подтягиваются, учатся использовать противогазы. Воинские дисциплины в корпусе преподают офицеры-воспитатели.

Политинформация проводилась в корпусе всегда: каждые вторник и четверг офицеры-воспитатели проводили информационный час до начала уроков. В последний месяц программа по патриотическому воспитанию кадет усилилась. Так рекомендовали в Министерстве образования. «Сейчас мы эту работу усиливаем, ввели специальные классы и часы. Делаем разъяснительные работы на уроках истории и обществознания — для всего корпуса и по классам, — рассказывает заместитель директора кадетского корпуса по воспитательной работе Гордеева. — Мы разъясняем, что Россия не агрессор. Что сейчас сложилась необходимая политическая обстановка, что мы на правильном пути и боремся с фашизмом». Других источников информации у кадет нет.

Следите за новыми материалами