Дорожную карту по объединению трёх ангарских больниц: скорой помощи, первой городской и перинатального центра — экс-министр здравоохранения Яков Сандаков подписал в декабре прошлого года. На следующий день он ушёл в отставку, а недавно следственный комитет возбудил против него уголовное дело по подозрению в получении взятки при закупке медоборудования.
Когда стало известно, что больницы объединяют, жители Ангарска вышли на митинг протеста, а врачи перинатального центра написали обращение губернатору и президенту. Одновременно опубликовали петицию, которую за две недели подписали четыре тысячи человек. Руководители больниц, попавших под реорганизацию, высказались против объединения. После этого губернатор Игорь Кобзев сказал, что решение было непродуманным, и намекнул, что министра уволил и за это тоже. Реорганизацию Кобзев поставил на паузу и обещал разобраться, насколько она нужна.
Седьмого июня у главврача больницы скорой помощи Бориса Басманова был день рождения. Ему исполнилось 65 лет. В этот день к нему в кабинет пришёл представитель регионального минздрава и вручил приказ об увольнении. Позже стало известно, что в это же время был подписан указ о реорганизации, и объединение больниц продолжилось. Должность главврача БСМП, как и двух других больниц, ликвидировали. Руководить объединённой больницей поставили чиновницу минздрава Ольгу Кощину. Борис Басманов посчитал, что его увольнение незаконно и несправедливо, и подал иск в суд.
Открытые данные закрыли
У чиновников был один аргумент в пользу объединения: пациентам станет легче попадать на приёмы к узким специалистам и на исследования, нужно будет получать меньше направлений. Они обещали не сокращать врачей, а только административный персонал. За счёт этого сэкономить время пациентов и деньги на повышение зарплат врачей.
Но цифры показывают: через несколько лет после объединения больниц в Усолье и Черемхове зарплаты медиков уменьшились, а штат сократился. Профессора Высшей школы экономики Игорь Шейман и Владимир Шевский проанализировали эффект от укрупнений больниц за рубежом и в России. Они отмечают, что укрупнение приносит эффект, если объединяются больницы одного профиля. Но объединение разнопрофильных больниц, таких как роддом и скорая помощь, — почти всегда юридическая формальность.
Реорганизация продиктована стремлением сократить расходы. Именно об этом говорят тенденции последних лет. Судя по открытым данным, в ангарских больницах финансирование выросло в 2018 году на 18% по сравнению с предыдущим годом. Тогда же в медицине города была самая высокая средняя зарплата за последние пять лет. Она поднялась сразу на четверть. Но уже в 2019 году финансирование сократилось на 12%. Правда, в ковидном 2020 году снова выросло на 15% и превысило уровень самого «тучного» 2018 года на 8%. При этом львиная часть денег уходила именно на ковидные закупки: кислород, маски, защитные костюмы, лекарства. Средняя зарплата сократилась на 15% по сравнению с лучшим 2018 годом. А в 2021 году все показатели снизились до минимальных значений за последние пять лет — на 27%. При этом инфляция за год выросла на 3%, а средняя зарплата стала ниже, чем в 2017 году.
Например, в первой городской больнице Ангарска в 2021 году общий фонд оплаты труда сократился на 17%, с 428 до 356 миллионов рублей, а штат — на 5%, это 50 должностей. Средняя зарплата упала с 56,6 до 48 тысяч рублей. В БСМП штат в прошлом году не сократился, но и не вырос. А фонд оплаты труда уменьшился с 428 до 356 миллионов рублей. Но при этом зарплата не снизилась.
Данные о зарплатах и количестве персонала каждое бюджетное учреждение обязано публиковать на государственном ресурсе bus.gov.ru. Портал был создан как часть большой программы «открытое правительство» для того, чтобы граждане могли зайти и посмотреть отчётность любой школы, клуба, детсада или больницы. В конце концов, они содержатся на налоги граждан. Но недавно всю отчётность за нынешний 2022 год там закрыли.
Теперь войти в систему могут только зарегистрированные пользователи, у которых есть специальный пароль. Из открытой площадки bus.gov.ru превратился в служебный ресурс для чиновников. Скорее всего, мы уже не увидим, что происходило с финансированием больниц в 2022 году. Но, учитывая затраты на «спецоперацию», можно предположить, что тенденции к сокращению финансирования медицины только усилились.
«Должность есть, полномочий никаких»
«Специалисты уходят в частную практику. Не выдерживают нагрузки, — говорит Борис Басманов. — Мы подготовили высококлассного кардиолога в сосудистый центр. Она должна была вести наших пациентов после сложных операций. А ей после объединения дали в нагрузку ещё обычные приёмы, и она не выдерживает. Сейчас всё рушится». Басманов говорит, что отток кадров из больницы продолжается. Но точных цифр он не знает, потому что ещё не получил доступ к документам.
Суд удовлетворил требования Басманова и восстановил его в должности главврача с выплатой зарплаты за полгода вынужденных прогулов. Кроме того, минздрав должен компенсировать ему 20 тысяч рублей морального вреда. При увольнении главврача чиновники нарушили формальные процедуры. Однако сейчас у Басманова «должность есть, а полномочий — никаких». Его должность фактически ликвидирована, а бывший кабинет занят под «нужды больницы».
Сейчас минздрав может оспорить решение суда или начать процедуру сокращения, потому что должность «главврач БСМП» уже ликвидирована. «Мы предупреждали, что так подходить к объединению нельзя. Но меня просто отсекли, и всё, — говорит Басманов. — Думали, всё сольют в один стакан, а дальше само образуется. Но итог печальный. Идёт отток кадров».
Борис Басманов проработал в больницах Ангарска больше сорока лет. В последние годы был депутатом Законодательного Собрания Иркутской области, главным врачом БСМП с коллективом в 1200 человек.