Второй этаж школы перекрыли. На следующий день дети вместо одной смены учились в две: в кабинетах на первом и третьем этажах. 12 января в школу приехала комиссия: министр образования Иркутской области, заммэра, начальник управления образования и прокуратура. В плане на капитальный ремонт школа 1956 года постройки стояла на 2024 год, впервые за 66 лет. Директору пообещали, что дыру пока залатают, а ремонт передвинут на ближайшее время.
Школа № 21 находится в микрорайоне Цементном, бывшем посёлке. Местные жители его до сих пор называют «Цемпос». От Ангарска сюда ехать 15 минут. Посёлок строился при цементном заводе для его работников. Дома здесь старые, в основном двухэтажные «сталинки». Около 15 лет назад в Цементном разобрали трамвайные рельсы, потом закрыли единственный ДК «Дружба», а поликлинику перенесли в город. Детей в детских садах и школе стало намного меньше: люди стараются переехать в город. В школе № 21 учится 182 ребёнка, хотя здание рассчитано на 350.
Прямо перед школой, в нескольких метрах, проходит железная дорога, по которой перевозят грузы с цемзавода. Как рассказала ЛБ директор школы Ирина Абдулова, в день по этим рельсам проезжают семь-восемь поездов. Через рельсы дети идут в школу и из школы.
До лета 2022 года место перехода путей никак не было обозначено, дети перешагивали рельсы. Теперь в этом месте деревянный настил и знаки с надписями: «Берегись поезда!», «Переход через ж/д пути». Но знаки видно только если идти в сторону школы, если в обратную сторону — знаков нет.
Потолок в школе обрушился из-за вибрации от поездов, считают директор Абдулова и члены комиссии. Были и другие предположения. Например, конструктив здания мог повредиться после серии землетрясений в прошлом году. В итоге по стенам пошли микротрещины, но в том месте, где обрушился потолок, видимых повреждений нет.
«Я переехала в Ангарск из Саянска. Там жила недалеко от воинской части. Когда там начали уничтожать боеприпасы, делали подземные взрывы, от детонации у меня дома начали отходить косяки, — рассказывает директор. — Я знаю, как вибрация влияет на здание».
Ирина Петровна руководит школой второй год. В Ангарске живёт шесть лет. Четыре года работала завучем в одной из школ Ангарска, вела информатику. «Когда стала директором, я думала, что бы такое сделать в школе, чего в городе нет? — рассказывает Абдулова. — В Ангарске уже несколько лет в школах работают профильные классы МЧС, МВД, ГУФСИН, кадетские, а вот казачьих классов не было».
В нынешнем учебном году директор открыла в школе два казачьих класса: шестой и восьмой. Ученики ходят по школе в казачьей форме защитного цвета с погонами и именными нашивками. Восьмиклассники в шапках-кубанках, шестиклассники — без них: так решили родители. Каждый комплект формы обошёлся родителям в четыре тысячи рублей. Шьют такую форму на заказ.
В казачьих классах дети изучают историю и культуру казачества, фланкировку (упражнения с казачьей шашкой или саблей — ЛБ). Ангарский священник, отец Владимир (Кузьминых), клирик храма Успения Божией Матери, ведёт в школе две дисциплины: православие и рукопашный бой. Православие — в церковной одежде. Рукопашный бой — в куртке и штанах защитного цвета.
Свои занятия отец Владимир, крупный мужчина ростом не меньше двух метров, называет «Спас» и расшифровывает: «Спаси себя!» На занятии 13 января в школьном спортзале, в котором облупилась краска на стенах, отец Владимир учит восьмиклассников прятаться от взрывов гранат и мин.
«Сначала группируемся, садимся, закрываем голову, считаем: раз, два! Затем выпрыгиваем и кричим: ура!» — громко говорит отец Владимир. Затем командным голосом скандирует: «Делай раз!» Дети, одетые в спортивную форму, у некоторых одинаковые футболки защитного цвета, послушно группируются. «Делай два!» — ученики нестройно повторяют: «Ура!» «Громче надо! Громче! — басом кричит отец Владимир. — Ещё раз!» И объясняет: «Почему так надо делать? Когда упала граната, то в окопе лучше так ждать взрыва две секунды — и можно встать. Это подготовка к бою».
Как вести себя, если упал кусок потолка, детям не объясняли. 13 января школьникам дали выходной. Весь день рабочие замазывали повреждение. К понедельнику, 16 января, потолок отремонтировали. Школа начала работать, как обычно, в одну смену.