Андрей Васьковский и его жена Елена воспитывают четверых детей: двоих от первого брака Елены и двоих общих. Старший, 12-летний Миша, носит фамилию отца — Вальков. Андрей рассказывает, что с Еленой живёт более шести лет, Миша сразу принял отчима и конфликтов у них никогда не было.
«Я сам по себе муж-стряпуха: люблю печь пироги, блины, очень хорошо получаются торты, пирожные, в общем, всё сладкое. Дети это очень любят», — говорит Андрей.
Миша ездит на учёбу за 12 километров в деревню Балухарь, так как в Каменно-Ангарске есть только начальная школа. Полтора года назад в семье родился ещё один ребёнок, и Елена не смогла приезжать на родительские собрания, так как кормила грудью.
«Второго марта нам позвонила классная руководительница Миши и сказала, что нужно приехать на собрание, которое будет посвящено теме жестокого обращения с детьми, — объясняет Андрей. — Жена не могла оставить младшего ребёнка, и я предложил приехать самому. Тут трубку вырвала директор школы и закричала: „Вы на собрания не ходите, я вас в глаза не видела! Сейчас к вам домой приеду!“ Я сказал, пусть приезжает, скрывать нам нечего, семья у нас приличная».
По словам Андрея Васьковского, через три часа после этого разговора к ним домой приехала не директор, а полиция. Родителям заявили, что Миша пришёл в школу с синяком на лице и сказал, что его избил отчим. Директор написала заявление в полицию, в отделе по делам несовершеннолетних составили акт. На его основании мальчика прямо с уроков увезли в приют «Гармония» в Черемхово.
«Незадолго до этого мы действительно поругались с Мишей, — говорит Васьковский. — Я запретил ему часами сидеть в интернете и играть в игры, пока глаза не станут квадратными. Даже пальцем его не тронул. Синяк на лице у него был, но не знаю откуда, дети часто падают или ударяются во время игр. Считаю, что весь сыр-бор у нас в селе начался после того, как несколько дней назад повесился подросток. И полицейские начали проверять семьи, в том числе по сообщениям учителей. А в нашем случае всё „удачно“ сложилось: конфликт с отчимом и синяк как тому подтверждение».
Андрей рассказывает, что в «Гармонии» у Миши отобрали телефон и не разрешили общаться с мамой. Недавно вечером супруги проезжали мимо приюта, увидели свет в окне и играющих детей. Среди них был Миша. Елена попыталась поговорить с сыном через стекло и узнать, что ему привезти из игрушек или сладостей. Но он отвечал односложно и неохотно. На вопрос, почему он так сказал про отчима, только произнёс, что в «школе его пытали».
«Миша иногда приходил домой со школы в порванной одежде, у него были синяки на попе и спине. Мы выяснили, что на него нападают дети постарше, иногда сразу по несколько человек. Думаю, это не травля, а обычные подростковые разборки. Но точно могу сказать, что педагоги в этой школе на всё закрывают глаза. Старшеклассники в туалете при младших детях машут гениталиями, смеются и предлагают „отсосать“. Директору мы, к сожалению, не жаловались. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», — отмечает Андрей Васьковский.
Он говорит, что с женой подал заявление в прокуратуру Черемхово, обратился через онлайн-приёмную к детскому омбудсмену и уполномоченному по правам человека при президенте России, но результата пока нет.
«Если меня в чём-то подозревают, то и пусть ко мне будут претензии. Но отлучать ребёнка от мамы они не имеют права, — считает Андрей. — Как Мишу забрали, так мы практически не спим. Кусок в горло не лезет — детей накормили, а себе кружку чая с ложкой мёда. Все эти дни мы проводим на колёсах — с утра едем в Черемхово обивать пороги, чтобы нам вернули мальчика».
Директор центра помощи детям, оставшимся без родителей, «Гармония» Галина Папанова рассказала, что Мишу привезли с признаками жестокого обращения. На лице мальчика были синяки, о других травмах ей не известно.
«Я была невольным свидетелем, когда Миша разговаривал с психологом. Он с полными слёз глазами жаловался, что отчим избил его шнуром от удлинителя. Мальчик напуган и растерян», — говорит Папанова.
Миша будет в «Гармонии», пока там не получат результаты медкомиссии. Решение о его дальнейшей судьбе примут после проверки всех обстоятельств случившегося.
Иллюстрация на обложке: изображение сгенерировано искусственным интеллектом.