Перформанс «Зелёная собака» проходил три дня в Доме культуры «ГЭС-2» в Москве. Это одно из самых известных культурных пространств в столице. Оно находится на Болотной набережной.
В перформансе участвовали иркутяне Сия Лоншакова, Зинаида Погодаева, Антон Климов, Татьяна Зубарева, Коля Марченко, Дмитрий Ларионов, Аврора Скупинцева.
На время «Зелёной собаки» пространство «ГЭС-2» стало для перформеров воображаемой улицей. Участники использовали собственную хореографию, которую придумывали прямо в локациях центра. Из музыкального сопровождения была только шарманка — её привёз с собой из Иркутска Коля Марченко.
Автор проекта — перформер, танцовщица из Иркутска Сия Лоншакова. В 2022 году она участвовала в трёхмесячной программе художественных резиденций в «ГЭС-2». После резиденции кураторы предложили ей сделать проект по мотивам резиденции.
«Я задумалась о том, чего я хочу и с кем хочу поработать, — рассказывает Лоншакова. — С самого начала мне были неинтересны известные имена и художники, мне хотелось поделиться возможностью побывать в „ГЭС-2“ со своими иркутянами. У нас в Иркутске много чего интересного происходит и много талантливых ребят, о которых мало кто знает в столицах».
Сия Лоншакова вспоминает, что впервые словосочетание «Зелёная собака» услышала от семилетних детей в Иркутске. «В танцевальном центре „Ритм+“ ребята показали этюд „Зелёная собака“, — говорит Лоншакова. — Потом они спросили у зрителей, что это за зелёная собака такая. Я ответила: это же я, видите, я вся одета в зелёную одежду. Дети посмеялись и объяснили, что зелёная собака — это метафора белой вороны. Тогда меня зацепило это название».
В начале резиденции Сия не понимала, с чего начать. «Потом у меня родился текст: „Большое белое пространство ждало тебя, а ты пошёл во дворы гулять с зелёной собакой, — объясняет перформерка. — Я решила, что этот текст и будет отправной точкой. Надо его расшифровать и действовать по нему“».
Соавторы резиденции — Сия Лоншакова, стрит-арт художник Дмитрий Темников и теоретик стрит-арта Юлия Смирнова — определили образ «зелёной собаки» так — это человек, который впервые оказался в шумном мегаполисе и воспринимает его сквозь призму своей локальной идентичности, эмоционально и искренне, открывшись новым впечатлениям. «Я, например, родилась в селе Чара в Забайкалье, до восьми лет прожила там, потом переехала в Иркутскую область. Эти две среды и сформировали мою локальную идентичность. Они дали мне разный опыт», — говорит Лоншакова.
Участники проекта считают, что в локальном есть большая ценность. «Можно не стремиться в столицу или к каким-то звёздным достижениям. Можно просто своей локальностью, маленькой деталью дополнять мир и делать его лучше», — говорят иркутяне.
В описании «Зелёной собаки» часто встречаются слова «провинциал» и «провинция»«. Участники объясняют, что для них ничего ругательного в этих словах нет. «В провинции здорово, по-своему тепло и уютно. В целом в провинции живётся лучше, чем в столице», — рассказывает один из перформеров.
В первый день перформанса иркутяне осваивали площадку «ГЭС-2». Во второй день адаптировались к ней. В третий — присваивали пространство и приглашали посетителей «одомашнить Дом культуры для себя».
Перформеры выражали то, что видели и чувствовали, через тело. Ходили в кафе, поднимались по лестницам, садились, наблюдали за посетителями, «танцевали понравившиеся объекты» — если им что-то нравилось из экспонатов.
Перформанс проходил не только внутри «ГЭС-2», но и на улице — участники выходили к берёзовой роще, на лужайку, а также на Болотную набережную.
Чтобы подружиться с пространством «ГЭС-2», перформеры делали индивидуальные и общие ритуалы. Например, один из ритуалов назывался «Сон в публичном пространстве». Иркутяне легли на ковриках под лестницей, укрылись пледами и проспали там полтора часа. «Мы все решили, что для адаптации к новому месту в нём нужно поспать, — говорит Сия Лоншакова. — Мы хотели почувствовать себя как дома. А дома очень приятно спать. Все были очень уставшие после перелёта из Иркутска. Так что выспались мы хорошо. После сна „ГЭС-2“ стал для нас гораздо ближе».
В «Зелёной собаке» участвовали и зрители. На третий день перформеры раздали им листы, на которых были написаны «местные» фразы, по которым иркутяне могут легко узнать друг друга. Зрители должны были читать предложения «уверенно» и «со смыслом». Среди фраз были, например, «Маршрутки после восьми дороже», «На Синюшке живёт», «Горячего или холодного копчения?», «На Байкале ТакАая энергетика!», «Шапку с собой бери, не май месяц», «Черемша уже зацвела».
В третий день перформеры распределили локации «ГЭС-2» по провинциальным местам Иркутской области. Например, парк «ГЭС-2» с берёзовой аллеей и лужайками стал «Берегом Байкала». На подвальном этаже, где находятся столовая и гардероб, иркутяне показали «Криптоферму». В коридорах второго этажа была «Иркутская Маршрутка». А на входе в «ГЭС-2» расположился «Рыбный Рынок в Листвянке».
Участники перфоманса вспоминают, что сотрудники «ГЭС-2», охранники, уборщицы, реагировали на них «адекватно». «Они привыкли к разным выступлениям, — рассказывает один из иркутян. — Иногда они не сразу понимали, что мы перфомеры. Когда понимали, говорили — делайте, что хотите».
Одной из главных задач иркутских перформеров было наполнить «ГЭС-2» своей особой, байкальской энергией. «Мы думаем, что это удалось, — говорят участники. — С пространством „ГЭС-2“ было легко взаимодействовать».
«У нас всегда возникал вопрос, почему самый интересный движ — в Москве или в Питере, — размышляет один из участников перфоманса. — А туда и ехать далеко, и билеты дорого стоят. Но и в провинции тоже много интересного. В „ГЭС-2“ хотелось привезти с собой какую-то энергию, истории, чтобы о нас узнали. В Иркутске тоже интересно и классно, и к нам тоже можно приезжать».
«Это не означает, что провинциалы и столичные жители — против друг друга, — объясняет другой участник „Зелёной собаки“. — Вроде бы мы разные, но в то же время из наших локальных идентичностей складывается какое-то единство. Мы можем обмениваться разным опытом, делиться историями друг с другом».
«Что-то глобальное — заводы, многоэтажки — как будто забирает много сил и энергии. А маленькое, локальное — оно вкусное, в нём есть человечность, — размышляет Сия Лоншакова. — Локальность для меня заключается в детальках, мелочах. А глобальное будет круче, если мы будем уделять внимание деталям».