В этом материале мы собрали информацию о том, как происходила колонизация Прибайкалья. Постарались изложить только факты без оценок происходящего, так, как о них написали в исторических источниках современники тех событий.
В Сибирь за ясаком
В начале XVII века Россия стремительно расширялась на восток. К 1619 году земли от Урала до Енисея покрылись густой сетью казачьих крепостей — острогов, а местные жители платили московскому царю ясак.
Ясаком называли дань, которую брали с каждого дееспособного мужчины в возрасте от 15 до 55 лет. Это не было русским изобретением: многие сибирские и поволжские народы собирали ясак со своих соседей, и московские цари заимствовали эту практику у присоединённых к России в XVI веке осколков Золотой орды. Каких-то единых норм не было.
Для каждого случая устанавливали свой ясак — в зависимости от того, какие промыслы были развиты в регионе, и насколько богатыми считался тот или иной род. Но самым желанными для сборщиков дани и потому самым часто назначаемым был ясак пушниной. Особенно ценились шкуры соболя, куницы, горностая и песца.
Центральная власть не контролировала сбор дани на местах, делегируя этот дело казачьим отрядам. В итоге ясак часто брали больше положенного и собирали повторно несколько раз за год. Зато отказ от выплаты ясака считался тяжким преступлением. Воевода Пётр Головин с предельной прямотой объяснял главам бурятских родов, что тогда случится: «Пошлют на вас и на ваши улусы государевых ратных людей с огненным боем, и велят за вашу измену самих вас и ваших жён и детей и улусных людей, и скот ваш побивать и разорять, и юрты ваши огнем пожигать без пощады. А в полон имать и на выкуп отдавать не велят, а которых и возьмут, и тех вашу братью велят вешать и смертью казнить».
Собрать как можно больше дани с местных народов — такая была движущая сила российской экспансии в Сибири. Пушнину, самую ценную часть ясака, раз в год свозили с окрестных земель в остроги, а оттуда переправляли в Москву, где перепродавали дальше в Европу. До второй половины XIX века Россия была крупнейшим экспортёром пушнины в мире, а в XVII веке пушнина и вовсе была основным источником богатства московских царей.
Буряты накануне завоевания
Буряты были крупнейшим народом, жившим к началу XVII века в Прибайкалье. Они делились на четыре основных племенных союза: булагаты селились по Ангаре и её притокам, эхириты в основном жили в бассейне Лены, хонгодоры — по обе стороны Саянских гор, а хоринцы — к востоку от Байкала. Племена в свою очередь делились на роды. Русские колонисты бурят называли «братскими людьми».
Будучи народом скотоводов, буряты селились в степях, где разводили коров, лошадей, верблюдов, баранов и коз. Кочевали дважды в год: сперва с зимних пастбищ на летние, где жили в лёгких войлочных юртах, потом обратно. Зимовали в деревянных восьмигранных юртах. Постоянных сёл, а тем более городов, в Прибайкалье к приходу русских не было.
Из ремёсел буряты достигли наибольших успехов в кузнечном деле, особенно в работе с серебром. Местные украшения из серебра с успехом продавались даже на рынках Бухары и Самарканда — за тысячи километров от Байкала.
Буряты были не единственным народом Прибайкалья. В таёжных лесах и горах жили кочевые охотники и оленеводы эвенки, тофалары и сойоты. К началу XVII века буряты активно совершали военные походы против своих соседей, облагая данью всё новые и новые народы. «Берут братские люди ясак со многих с малых землиц, а товары в братской земле соболи и лисицы и бобры», — передавали в Москву казаки слова эвенков.
Чётких границ между монголами и бурятами не было — многие бурятские роды были данниками, иногда фактическими, а иногда и чисто формальными, монгольских ханов. В обмен на ясак монголы должны были защищать бурятские земли от набегов соседей.
Первые контакты
Русские впервые услышали о бурятах в 1609 году, когда жители верховий Бирюсы в ответ на требование томских казаков платить им ясак заявили, что «с них ясак уже взяли браты», то есть буряты. Следом пришли известия о нападении бурят на уже объясаченных казаками жителей верховий Енисея. А в 1617 году буряты вместе с енисейскими кыргызами осадили Томский острог — это было первое прямое столкновение русских и бурятских воинов.
С годами, по мере продвижения русских на восток, конфликт только нарастал — казаки переподчиняли себе всё больше бурятских данников. Некоторые переходили под московскую корону добровольно, другие до последнего держались за союз с бурятами.
Для быстрой и надёжной колонизации всегда нужна развитая сеть дорог и опорных пунктов. В Прибайкалье в XVII веке ещё не было полноценной системы сухопутных дорог, зато этот недостаток с лихвой компенсировали огромные и разветвлённые речные системы Лены и Ангары с их притоками — они и были главными сибирскими дорогами. Тот, кто контролировал реки, мог быстро передвигаться в любые, даже самые глухие уголки этого края. Обычно зимой казаки шли по замёрзшим рекам вверх по течению на лыжах, а летом спускались на лодках вниз. В устьях крупных рек для контроля над ними они строили остроги.
В 1619 году недалеко от впадения Ангары в Енисей казаки основали Енисейский острог. Именно он стал главным плацдармом для их проникновения в Прибайкалье. Первые отряды ушли с разведкой вверх по Ангаре уже в следующем году, но сложные пороги на реках, враждебное отношение эвенков и нехватка припасов заставили их развернуться.
Только через пять лет из Енисейского острога вверх по Ангаре вновь вышел казачий отряд. Он дошёл до окрестностей современного Усть-Илимска, откуда до бурятских земель оставалось всего три дня хода, но истощённые тяжёлым переходом казаки снова развернулись.
С четвёртой попытки, в 1626 году казаки дошли наконец до бурятских улусов, но их разбили союзное войско бурят и эвенков. Остатки отряда вернулись в Енисейск. Местным воеводам стало понятно, что так просто подчинить бурят не получится, и они стали тщательно готовить план масштабной экспедиции на восток.
Завоевание Прибайкалья
В 1629 году казаки двинулись на восток сразу двумя отрядами. Один вышел из Енисейского острога, второй — из Красноярского.
После нескольких тяжёлых боёв им удалось добраться до места, где Ока впадает в Ангару, и подчинить местные бурятские и эвенкийские племена. Для закрепления в этих краях казаки основали Братский острог — первое русское поселение на бурятских землях.
Но в 1634 году недавно покорённые улусы восстали и перебили посланный к ним для сбора ясака отряд казаков. После этого они штурмом взяли только что построенный Братский острог и сожгли его дотла. Впоследствии буряты сжигали его ещё два раза, но каждый раз его восстанавливали.
Закрепившись на Ангаре, казаки двинулись дальше на восток и перешли в бассейн Лены. Чтобы соединить обе речных системы, оно построили Илимский острог на притоке Ангары и Усть-Кутский на Лене, проложив между ними сухопутный волок — дорогу, соединяющую две судоходные реки. Теперь земли эхиритов и булагатов оказались под ударами казаков сразу с двух сторон: с запада и с севера.
В 1641 году вверх по Лене поднялся отряд казаков, который столкнулся с войском эхиритского князя Чептугея. В сражении буряты потерпели поражение, а сам Чептугей предпочёл сгореть заживо, чем сдаться в плен. После боя казаки увели в плен 28 буряток, и, чтобы отбить женщин, брат Чептугея князь Куржум собрал войско и догнал отряд, когда тот возвращался с добычей. Но казаки вновь разбили бурят.
Куржуму всё же удалось выкупить свою жену из плена, но в знак покорности он пообещал платить ясак и отдал в заложники своего старшего сына. Такая практика была тогда обычным явлением: детей вождя покорённого племени увозили в острог, где они жили под стражей до тех пор, пока его отец исправно платил ясак. Но если тот восставал, то заложника убивали. Бурятский летописец XIX века писал: «В те времена, в случае, если во время сбора ясака у нас не было денег и пушнины, ближайшие к Селенге русские казаки и крестьяне брали сыновей и дочерей хоринского народа в заложники и причиняли им всяческие страдания. Вследствие таких горестей обнаружилось совершенно невозможное положение».
Для закрепления в верховьях Лены казаки заложили Верхоленский острог, сегодня на его месте стоит город Верхоленск. Именно отсюда казакам наконец удалось впервые выйти к Байкалу. Весной 1643 года отряд казака Курбата Иванова на лыжах вышел из Верхоленска с карательной экспедицией на один из эхиритских улусов, который поддерживал князя Куржума.
Разбив эхиритов, Курбат Иванов пошёл дальше на восток и в июне 1643 года первым из русских увидел озеро. Случилось это напротив острова Ольхон. Буряты, жившие на материковом берегу Малого моря, согласились платить ему ясак, но островные отказались. Казакам пришлось строить суда, чтобы доплыть до острова. Только к осени им удалось наконец пересечь Малое море, высадиться на Ольхоне. Казаки разбили войско островных бурят и заставили их платить дань.
Следом Курбат Иванов предложил бурятам, жившим на землях нынешнего Усть-Ордынского округа, добровольно подчиниться русскому царю. Местный князь Тоглой передал в ответ: «Придут служивые люди к нам по ясак, и мы служивых людей побьем, а вас в котле сварим». После этого Иванов пошёл на Тоглоя войной. В сражении бурятский князь раненый попал в плен, трое его сыновей погибли. Разгромив непокорные улусы, казаки увели в плен ско, женщин и детей. Выжившие воины попытались отбить пленников и устроили на казаков засаду, но снова потерпели поражение. Позже пленных всё же удалось вернуть за выкуп.
Брать в плен женщин и детей в те времена было обычным делом. Их иногда оставляли у себя для работ, иногда возвращали родственникам за выкуп, а иногда увозили в Енисейский острог для дальнейшей перепродажи на запад. Цена за пленного ребёнка колебалась от трёх трёхдо 3,5трёх с половиной рублей. Для сравнения — стрелец тогда получал от четырёх до семи рублей в год.
В 1644 году против казаков восстали балаганские буряты. Они целый год держали в осаде Верхоленский острог, пока на помощь гарнизону не пришёл отряд из Якутска. Восстание удалось подавить, и, «дабы укрощать живущих около бурят», в срединном течении Ангары казаки основали Осинский острог.
Уже спустя два года буряты сожгли его, но его тут же отстроили заново. А ещё через пять лет буряты совершили набег на Братск: острог взять не смогли, но сожгли посевы поселенцев. Подавляя восстание, казак Иван Похабов добрался до места впадения Иркута в Ангару и поставил в этом месте зимовьё, чтобы было «способнее брать ясак с иркутных братских». В 1661 году его брат Яков, по достоинству оценив выбранное место, основал здесь Иркутский острог.
Походы за Байкал
В 1644 году году отряд казаков впервые добрался до восточного берега Байкала: горными тропами они зашли с севера в Баргузинскую долину и оттуда двинулись на юг к Селенге. В бою с местными эвенками им удалось взять в плен их князя, который провёл их в земли бурят. Но после первых стычек силы хоринских бурят показались казакам слишком серьёзными, и они развернулись. Только спустя четыре года казаки вернулись и построили в долине Баргузинский острог.
Иван Похабов первым из русских пересёк Байкал по воде и высадился в дельте Селенги — там его встретили боем. «И они, иноземцы, с нами бились, и мы божиею милостью и твоим государским счастьем многих у них людей побили и в полон женок и робят живых поймали больше 40 человек. И после бою те иноземцы говорили: ныне де летом дать ясаку нечево, а дадим ясак зимою».
Вскоре хоринские буряты убили на Селенге царского посла Заболоцкого и семерых его спутников, которые высадились недалеко от дельты реки по пути в Монголию. Залив, где произошло нападение, до сих пор называется Посольским, а на его берегу стоит старейший за Байкалом Посольский монастырь.
Несмотря на отдельные подобные инциденты, в целом покорение земель к востоку от Байкала далось казакам меньшей кровью, чем это было в Приангарье. Во всяком случае русские летописи той эпохи сохранили гораздо меньше сведений о сражениях с хоринцами, чем с эхиритами и булагатами.
Сами буряты письменных источников о своей истории оставляли крайне мало. Продвижение по землям хоринцев шло быстро, и уже в 1653 году казаки закрепились в Забайкалье, основав Иргенский острог примерно в 90 км от нынешней Читы. Правда, спустя два года местные эвенки сожгли его, но острог быстро отстроили.
Новые восстания и исход в Монголию
В 1654 году окинские буряты отказались платить дань и осадили Удинский острог — на месте современного Нижнеудинска. Для контроля над этими территориями казаки основали в среднем течении Ангары, ещё один, Балаганский острог — недалеко от современного города Балаганска. Так Прибайкалье покрывалось всю более плотной сетью острогов, из-за Урала приходили новые отряды, а силы местных жителей не увеличивались. Баланс сил смещался в сторону колонистов, и со временем шанс отбиться от них вооружённым путём имел всё меньше шансов на успех.
Когда казаки достроили Балаганский острог, давление на местных жителей усилилось: прятаться и уклоняться от выплаты дани в его близи стало гораздо труднее. Они восстали и перебили сборщиков ясака, но после этого не стали вступать в битву, как делали раньше, а вместе с семьями и скотом ушли через горы в Монголию, и «территория вокруг Балаганска опустела». С тех пор эта форма ухода от ясака стала стала превалировать над вооружённой борьбой. Но были и те, кто продолжал сражаться.
В 1658 году против Ивана Похабова вновь восстали буряты балаганской степи. Причиной стало то, что Похабов, по словам восставших, «чинит им великие обиды и всякие насильства, бьёт и грабит, а их жён и детей емлет к себе на постель сильно для блуда». Как и прошлое, новое восстание в балаганской степи закончилось массовым исходом в Монголию.
Не только бурят, но и русских переселенцев не устраивали нравы Похабова, на него жаловались енисейскому воеводе: «Бьёт кнутом и в колоду сажает бессменно без вины, для вымогательства». А когда они подали жалобу одного из помощников Похабова за то, что тот «у выборного старосты жену его хотел изсильничать, и она ему не далась, деручися с нею, выдавил у неё из брюха младенца», Похабов вступился за своего человека и пригрозил жалобщиков «бить кнутом и руку отсечь».
Несмотря на то, что все бурятские восстания оканчивались либо разгромом, либо уходом в Монголию, обстановка в Прибайкалье к концу XVII века оставалась взрывоопасной. В 1693 году восстали жившие по обе стороны саянских гор буряты хонгодоры.
Это восстание продлилось целых пять лет, а его участники во главе с Шиптагур-Батором разгромили Тункинский и Бельский острог. Под руководством тункинской шаманки Эрдени-нойон они даже осадили Иркутск, к тому моменту уже настоящий город с тысячью жителей. Но осада Иркутска для бурят оказалась провальной, а казаки поймали и казнили Эрдени-нойон и девять её приближённых.
Установление мира
Московские цари не были заинтересованы в злоупотреблениях казаков, так как понимали, что это лишь накаляет обстановку и ослабляет их власть в Сибири. Сохранились многочисленные указы, которые обязывали казаков обращаться с покорёнными народами «с ласкою», но по факту контроль Москвы над казацкими отрядами, раскиданными по бескрайним просторам, был чисто номинальным.
По закону буряты имели право жаловаться на притеснения царским воеводам, и они этим правом часто пользовались. Например, до нас дошли подробности дела, которое рассматривали в 1690 году в Нерчинске. Там трое бурят обвинили казаков в том, что они ограбили их юрты, убили жён и детей: пятерых мальчиков и трёх девочек. Мужчины поймали казаков, когда те гнали в Нерчинск угнанных у них баранов, лошадей и верблюдов. Скот буряты вернули, но за убитых родственников требовали от казаков компенсацию.
На суде казаки в своё оправдание заявили, что у бурят прятался русский крестьянин, который готовил убийство казаков. А когда те решили его поймать, он спрятался за бурятских детей и стал стрелять по казакам из лука, на что те ответили ружейным огнём и убили их всех. В итоге нерчинский воевода признал казаков виновными и обязал их отдать за убитых «семь скотин».
В 1703 году посланники хоринских бурят прибыли в Москву к Петру Первому. Помимо мужчин, в делегации была 23-летняя шаманка Эреэхэн. Полугодовой путь от Байкала до Москвы оказался очень тяжёлым и опасным, на посланников несколько раз нападали разбойники. «Терпите, мужайтесь, не за себя одних страдаем, сносим лишения и беды, рискуем жизнью, а за тех, кто остался дома, в родных степяхи», — вспоминал один из участников экспедиции.
Прибыв в Москву, они подробно рассказали царю о злоупотреблениях казаков, о том, что они жестоко обращаются с заложниками, отбирают родовые пастбища местных. Посланники также жаловались на постоянные набеги со стороны монгольских и маньчжурских ханов и просили царя обезопасить границу.
После встречи Пётр запретил забайкальским казакам селиться на родовых бурятских землях и приказал им заняться обороной границы от манчжуров и монголов. Чтобы расследовать злоупотребления при сборе ясака, из Москвы на Байкал отправили специальную комиссию. По итогам её работы с должностей сняли нескольких чиновников.
Отношения между бурятами и русскими с тех пор действительно стали улучшаться. Местные всё реже стали восставать или убегать в Монголию. Последнее бурятское восстание произошло в 1767 году на Оке. Как и предыдущие, оно стало ответом на злоупотребления при сборе ясака и было подавлено.
Сколько времени ушло у казаков на покорение Прибайкалья
За 34 года казаки смогли не просто пройти, но покрыть сетью острогов землю от Енисея до Забайкалья. Ещё примерно 40 лет им понадобилось, чтобы подавить все очаги сопротивления.
Казаки смогли колонизировать большие территории, в том числе из-за малочисленности местного населения. На всей территории от Ангары до Онона, то есть в южных районах современных Бурятии, Иркутской области Забайкальского края, кочевало не более 70 000 человек. Казаков было ещё меньше, но это были отряды профессиональных воинов, которые, переходя от одного улуса к другому, подавляли сопротивление. К тому же, со временем к ним из-за Урала приходили новые подкрепления, а количество местных сокращалось. Они гибли на войне, некоторые роды уходили в Монголию.
Ещё одна причина, из-за которой казаки побеждали — превосходство в технике. Хорошо оснащённый и организованный отряд казаков мог разбить бурят, даже если местных было в несколько раз больше.
Кроме того, в Прибайкалье не было ни одной крепости, осада которой истощила бы силы казаков и замедлила их продвижение. Зато сами казаки остроги строили часто и подбирали для них удачные места. И наконец буряты не смогли привлечь на свою сторону в войне против России ни монголов, ни маньчжуров. Даже непосредственные соседи бурят эвенки иногда переходили на сторону казаков.
Непосредственно после присоединения к России в XVII веке жизнь бурят в бытовом плане мало чем изменилась: они продолжали вести кочевой образ жизни, выплачивали ясак и сохраняли свою родовую структуру и традиционную культуру. Проникновение христианства, которое началось уже тогда, сосуществовало параллельно местным верованиям.
Лишь в XIX веке, с началом массового переселения в Прибайкалье русских крестьян из европейской России, в бурятский быт стали проникать новые методы ведения хозяйства. Что касается военных конфликтов, то с XVIII века жизнь в регионе вошла в относительно спокойное русло: набеги маньчжуров и монголов постепенно прекратились, как не было больше и значительных восстаний среди бурят.
Что почитать о колонизации бурят
- Ремезовская летопись. Тобольск, 1703 год.
- «Статейная речь якутского воеводы Петра Головина аманатам братцких людей Булую и Чекару о пребывании всего братского народа в вечном холопстве царю Михаилу Федоровичу, под угрозой, в противном случае, полного разгрома». 1654.
- Сборник документов по истории Бурятии. XVII век. Улан-Удэ. 1960.
- Затопляев О.Н.И. Песня о буряте, распятом в Иркутске. Иркутск, 1890
- Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII веке. Новосибирск, 1991.
- Багрин Е.А. К вопросу о насилии русских по отношению к коренному населению Восточной Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. 2010.
- Зуев А.С. Характер присоединения Сибири в новейшей отечественной историографии. Новосибирск, 1999.
- Кречмар М.А. Сибирская книга.
- Наговицын В.В. 350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства// Власть. 2011.
- Окладников А.П. Очерки истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.). Улан-Удэ, 2013.
- Хаматуев В.А. Присоединение Бурятии к России: история, право, политика. Улан-Удэ, 2011.
- Хойлова У.А. Коренные народы Прибайкалья накануне присоединения к России: хозяйство, общественный строй, культура. Иркутск.