336 км

«Соблюдаю законы иудейские — Пасху, Масленицу»

Как живут в России и Израиле потомки «русских иудеев»
Смотреть историю в фотографиях

Над Изреельской долиной, что тянется от горной гряды Кармель до реки Иордан, высится безлюдный холм. На нём стоит один из немногих конных памятников в Израиле. Худощавый усатый человек в рубахе с закатанными рукавами вглядывается вдаль. Поперёк седла лежит старая винтовка. Если нажать кнопку на пульте возле ограды, голос диктора поведает, что это Александр Зайд, «выдающийся деятель времён первых поселений Израиля, один из основателей первых двух еврейских организаций самообороны», который в начале XX века приехал в Палестину из Сибири.

— От православия мы ушли, но быть русскими не перестали, — рассказывает другой уроженец Зимы, 92-летний Борис Потапов — рослый, крепкий сибиряк в кожанке и белой кепке, выглядящий лет на двадцать моложе своего возраста. В отличие от Зайда, он остался в родном городе и до сих пор там работает на собственной пасеке.

Несмотря на положение «между небом и землей» — а, может, и благодаря ему — в XX веке «русские иудеи» соблюдали правила религии гораздо строже, чем большинство советских евреев. По данным Института этнографии АН СССР, в посёлке Высоком Воронежской области в 1963 году из 247 мальчиков-дошкольников лишь 15 не были обрезаны. Надгробия украшали звездами Давида.

— Первое посещение кладбища посёлка для меня стало культурным шоком, — вспоминает Евгений Кац, воронежский еврей, женившейся на высочанке. — Там мужчины, женщины и дети похоронены раздельно. Но главное, фамилии на памятниках русские, а имена и отчества еврейские. Хава Абрамовна, Эсфирь… В Воронеже на еврейском кладбище чаще наоборот: еврейская фамилия и общеупотребимые имя и отчество.

Памятник верстовому столбу в Зиме

— Слова «выкрещенный» и «некупанный» (необрезанный) были у них ругательствами, — вспоминает этнограф Велвл Чернин, автор книг и статей про субботников. — У проходящих по селу с крестом спрашивали: «не натирает»? Бабки ругались на молодежь: «Ты, погань, недостоин святую землю Палестины топтать!»

Казак, протопоп и другие иудеи

Первые «жидовствующие сектанты» на Руси появились ещё в XV веке, когда учёный иудей по имени Захария обратил в свою веру несколько попов в Великом Новгороде. В 1479 году Иван III так впечатлился познаниями отступников, что пригласил их в Москву, где один из них стал протопопом Успенского собора. В покровительстве «жидовствующим» обвиняли даже митрополита Московского Зосиму. Собор 1504 года отлучил еретиков от церкви. Некоторых сожгли, других разослали в заточение по монастырям. Впрочем, академик Дмитрий Лихачёв считал, что это была даже не ересь с упорядоченной идеологией, а просто движение вольнодумцев.

В следующий раз русские крестьяне, которые «жидовским обычаем субботы постятся, свиных мяс не едят, к святому причастию не ходят», упоминаются лишь в начале XVIII века.

— Их увещевали вернуться в православие. Они отвечали, что против православия ничего не имеют, но у них своя вера, которую они раньше скрывали, а теперь будут исповедовать открыто, — рассказывает Велвл Чернин.

По одной гипотезе, переходы из православия в иудаизм были результатом духовных исканий. После того, как Петр I в ходе церковной реформы разрешил самостоятельно изучать Библию, что в православной традиции не поощрялось, возникло множество сект — скопцы, молокане, духоборы. Субботники органично встроились в этот ряд.

Житель Зимы Борис Потапов

«Они общались с евреями. А евреи умные, стали переманивать, рассказывать законы. И наши предки решили туда перейти. Окрестились в иудаизм», — пересказывает уроженец Зимы Геннадий Ильичев слова бабушки.

Велвл Чернин склоняется к другой гипотезе. В ходе войны с Речью Посполитой в середине XVII века Московское царство заняло Смоленщину, где жили евреи. Отказавшихся принимать православие утопили в реке. Остальных сделали крепостными. Эти семьи, со временем смешавшиеся с русскими, могли более полувека тайно придерживаться иудаизма. Открыто же они объявили об этом лишь когда государство пошло на религиозные послабления. Детальные знания иудейских традиций были к тому времени утрачены, остались лишь базовые — соблюдение субботы, отказ от свинины, неверие в Иисуса Христа, обрезание.

В конце XVIII века субботники впервые попали в официальные документы. Так, донской казак Косяков в 1779 году «принял иудейскую веру» от учителя-субботника и обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном её исповедании. Ответ атамана история не сохранила.

К евреям, оказавшимся в России после раздела Польши 1772 года, субботники относились уважительно, пытаясь получить от них недостающие знания. Приглашали в общины на религиозные должности, выдавали за них дочерей.

— Для евреев субботники были не иноверцы, а неучи и невежды, — поясняет Велвл Чернин. — Они молились на русском языке или по церковно-славянским книгам без Нового завета.

В 1820-х субботников, по оценке министра внутренних дел графа Виктора Кочубея, было около 20 тысяч человек. В то время они подверглись суровым гонениям.

— Их воспринимали как сектантов. Давление на них было хуже, чем на евреев, — рассказывает Чернин. — Субботников забривали в армию, детей отбирали на воспитание в православных семьях, непокорных высылали в Сибирь, на юг Поволжья и на Кавказ.

Виталий Старман показывает старинные фото родственников

Так образовались главные общины субботников, просуществовавшие до наших дней — в городе Зима Иркутской области, в хакасском селе Бондарево (бывшее Иудино), на юге Азербайджана и в Армении. В центральной России — прежде всего, в Воронежской и Тамбовской губерниях — субботники оставались скрытно. До сих пор разрозненные общины объединяют общие фамилии — Жабины, Шишлянниковы, Гридневы.

Государство высылало не только самих субботников, но и евреев из уездов, где жили «жидовствующие сектанты» — чтобы помешать распространению религиозных знаний.

Выходить из подполья субботники начали только в третьей четверти XIX века, когда умер Николай I. Окончательно их перестали преследовать лишь после выхода в 1905 году императорского манифеста, провозглашавшего свободу совести. Тогда же субботники деревни Зима построили синагогу.

— Праздники в нашей семье соблюдали. Многое называли по-еврейски, — вспоминает зиминец Потапов. — В субботу не работали. Даже свет сами не зажигали, китаец зажигал. Мацу пекли на Пасху. На могиле кадиш говорили. Правда, не понимая слов, как стихотворение.

Субботники у истоков Израиля

С зарождением в конце XIX века сионистского движения многие субботники эмигрировали в Палестину. По словам Велвла Чернина, они сыграли ключевую роль в сельскохозяйственной колонизации:

— В отличие от еврейских идеалистов, которые были, в основном, из городской интеллигенции, субботники умели обрабатывать землю и драться за межу. Наряду с белорусскими и горскими евреями, они стояли у истоков еврейской самообороны. В определенном смысле они спасли первые еврейские поселения в Галилее.

На Ближний Восток стремились далеко не все.

— Мой дед был раввином. Дружил со старостой и попом, — пересказывает Борис Потапов семейные истории. — Община отправила его в Палестину. Думали переезжать туда. Через два года он вернулся и сказал: «Там делать нечего. Мы не евреи, с годами всё это распадётся, и мы вернёмся в православную веру».

И всё же некоторые зиминцы не послушались раввина. Среди них был Александр Зайд. Начав новую жизнь в Палестине в 1904 году простым рабочим, через три года он создал подпольную вооружённую организацию «Бар-Гиора», названную в честь Шимона Бар-Гиоры, участника восстания 66–73 гг. против Рима. В 1909 году она стала костяком более крупной организации «Ха-Шомер» («Страж»). С ней в числе прочих сотрудничал другой эмигрант из Российской империи, молодой рабочий Давид Грин. Полноправным членом «Ха-Шомер» он так и не стал — не прошёл испытательный срок. Теперь весь мир знает его под новым именем, которое он взял в том же 1909 году — Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля.

Этнограф Велвл Чернин

В 1938 году Александр Зайд был убит бедуином, но субботники прочно утвердились в Палестине, дав начало целым династиям. Так, в 1901 году земельный надел в Святой земле получил крестьянин из Астраханской губернии Агафон Куракин, теперь уже носящий имя Авраам. Его внук Менахем в январе 1941-го погиб при атаке на штаб пронацистского режима Виши в Ливане. Другой внук, Реувен, создавший вместе с Зайдом организацию «Ха-Шомер», в 1954 году был убит в стычке с арабами. А в 1997 году неудачная военная операция в Ливане стоила жизни командиру боевой группы морского спецназа подполковнику Йоси Куракину — праправнуку Агафона. В 2003 году, в 55-летнюю годовщину государства Израиль, юбилейный факел на горе Герцля вместе с президентом Моше Кацавом зажег Нево Куракин, восьмилетний сын Йоси.

Коммуна «Еврейский крестьянин» и кавказский кибуц

В Советском Союзе субботники участвовали во всех попытках создать еврейские национальные автономии. В рамках Южного проекта по переселению евреев 1928–1939 гг. они основали два колхоза в Крыму. Некоторые отправились в созданную в 1934 году Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке.

В Воронежской области субботники в начале 1920-х образовали два посёлка — Ильинка и Высокий. Коммуна, а позже колхоз в Ильинке носили название «Еврейский крестьянин», суббота и иудейские праздники в них официально считались выходными.

В 1930-х субботники, как и многие граждане СССР, подверглись репрессиям.

— Отец был стахановцем, в 1937 году ему подарили велосипед, здесь их и не видал ещё никто. А осенью забрали, обвинили в связях с японцами. В январе расстреляли, — вспоминает житель Зимы Потапов. — Учиться мне не дали, так и окончил семь классов как сын врага народа. Потом в железнодорожном училище и в армии врал, что отец просто умер. МГБ сделало запрос [и узнало правду]. Хотели отправить в стройбат, но я к тому времени стал шофёром, возил генерала. Он заступился.

Во время сталинских гонений на религию в Зиме обострился антисемитизм.

— Бывало, русские выпьют лишнего, хватают палки и кричат: «Пойдем бить жидов!». Но потом всё успокоилось. А какие мы жиды? Мы русские, — вспоминала субботница Нина Шабанова.

Хрущёвка в Зиме

Люди меняли или скрывали еврейские имена. Даже через много лет, уже возглавив пожарную охрану Зимы и Саянска, Борис Потапов просил, чтобы по отчеству его называли Михайловичем, а не Моисеевичем.

В Великую Отечественную нацисты иногда убивали субботников, а иногда сохраняли им жизнь, как произошло в колхозе Сталиндорф неподалеку от Сталинграда, где казнили только «природных» евреев.

Термин «субботники» делался всё более условным. Общепринятым для «русских иудеев» он остался лишь в Сибири, где их ещё называли «соломонами». В Закавказье за группами, принявшими иудаизм, но не признающими Талмуд, закрепилось название «караимы» (не стоит путать с крымскими караимами — этнической группой, сформировавшейся из тюрков, придерживавшихся схожего направления иудаизма — ЛБ).

В Украине были субботники-христиане, которые соблюдали многие иудейские заповеди, но признавали Христа мессией. А жители Ильинки и Высокого на слово «субботники» обижались. Они окончательно утратили русское национальное самосознание и называли себя или евреями или, в крайнем случае, герами — так в иудаизме обозначаются прозелиты. В отличие от зиминцев, с антисемитизмом жители посёлка не сталкивались, поскольку «очень уж крепко высоковская молодежь могла побить обидчиков».

В начале 1960-х группа субботников фактически основала религиозный кибуц в горах Адыгеи, официально числившийся бригадой для прокладки высоковольтной линии. Члены кибуца добились виз для репатриации. Однако из-за Шестидневной войны 1967 года дипломатические отношения между СССР и Израилем были разорваны. Кибуц ликвидировали, его участники попали в тюрьмы и психиатрические лечебницы. В Израиль они уехали лишь в конце 1970-х, и там заново заселили расформированный кибуц Итав неподалеку от Иерихона, разоренный палестинцами во время первой интифады. Теперь потомки «электромонтажников» выращивают крупные финики сорта меджул.

Во второй половине 1970-х в Ильинку попытался попасть активист движения за право советских евреев на репатриацию Натан Щаранский. В книге «Не убоюсь зла» он описал, как ильинцам, которые хотели перебраться в Израиль, не выдавали приглашения — поскольку с точки зрения властей они не были евреями. Самого Натана с двумя спутниками не пускали в посёлок под разнообразными предлогами — то их машина якобы в розыске, то в Ильинке болезни скота, то военные маневры. Местный паренёк согласился подвести московских гостей, но милиционеры их поймали и отослали обратно. Водителю бросили угрожающе: «На американцев работаешь?»

Благодаря Щаранскому в «Лос-Анжелес Таймс» появилась статья «Евреи выжили в глухом селе», в октябре 1976 года Московская Хельсинкская группа подготовила документ «О судьбе евреев села Ильинка». По словам правозащитников, 90 семей ожидали вызовы из Израиля, но все приглашения оседали в столе председателя колхоза Виктора Тарасова, который иногда показывал их колхозникам со словами: «И не надейтесь получить, вам в Израиле делать нечего!»

Кладбище зиминских субботников

После того, как об ильинцах заговорили на Западе, СССР разрешил им выезд. В 1977 году Щаранского арестовали по обвинению в измене Родине и антисоветской агитации. Его приговорили к 13 годам заключения. Более 400 дней диссидент провёл в штрафном изоляторе. В 1986 году его обменяли на разведчиков Восточного блока, после чего он сделал политическую карьеру в Израиле, став министром МВД, а затем председателем Сохнут, агентства по репатриации. Впоследствии книга Щаранского впечатлила Алексея Навального, он читал её в ШИЗО и рекомендовал в последней статье, написанной за полгода до гибели.

Ильинцы уехали почти все, опустевшие дома занимали беженцы из Средней Азии. Эмиграция жителей посёлка Высокий продолжалась до начала XXI века, когда у иудеев Воронежской области возникли неожиданные проблемы — уже с властями Израиля.

Сомнительные евреи

Родители Виталия Стармана, уроженцы посёлка Высокий, в начале 2000-х вышли на пенсию и решили репатриироваться с сыном в Израиль.

— Я был совсем юный, 17 лет, — вспоминает Виталий. — Впереди была неизвестность. Но с первых же дней я понял, что мне в этой стране хорошо. Чем больше я её узнавал, тем больше любил. Это переросло в чувство, когда уже понимаешь, что это твое. И если ты в другой стране, тебе этого не хватает.

О родном посёлке Виталию напоминают старые фото — бородатые лица крестьян 1920-х годов, ударники социалистического труда на заснеженной Красной площади, танцующие люди в кипах, заносящие в поселковую синагогу Тору — под белоснежной хупой, как невесту.

Бережно, в отдельной коробочке, Старман хранит прабабушкин псалтырь, изданный в Берлине более ста лет назад. В книгу вложена ктуба, брачное свидетельство: «В четвертый день недели двадцатого дня месяца тевиса 5696 года от сотворения мира по летоисчислению, принятому здесь, в посёлке Высоком, гражданин Исак, сын Езекииля Воронина, сказал этой девице Ханне, дочери Еремии Бочарникова: будь мне женою по закону Моисея и Израиля. А я буду работать на тебя, почитать, кормить и содержать тебя по обычаю сынов Израилевых, работающих, почитающих, кормящих и содержащих жен своих прилично, и обязуюсь дать тебе по договору деньги твои, также пищу твою и одежду твою, и буду жить с тобою как муж с женой по обычаю всего мира».

В историко-краеведческом музее Зимы

Семья Старманов репатриировалась в ноябре 2003 года. А уже в следующем году главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар выразил сомнение в том, что высочане прошли гиюр — процедуру обращения в иудаизм. Они перестали считаться евреями, что моментально отразилось на правовом статусе. Живущие в стране выходцы из Высокого потеряли право заключать религиозные браки, а их родственники, остающиеся в России, больше не могли получить гражданство Израиля.

— Старожилы, у которых дети намного лучше говорят на иврите, чем на русском, чувствовали себя униженными, — сердится Виталий. — Когда случались войны, они шли на фронт, и в то же время в раввинате, [когда речь заходила о статусе евреев,] им говорили: «Нет, дружочек. Вот постановление, есть сомнения. Всё, до свидания».

Разбирательства в религиозных судах длились 18 лет. Старман, к тому времени уже археолог в Управлении древностей, активно включился в борьбу в 2016 году. Ему помогали влиятельные союзники, в том числе глава раввинского суда России Пинхас Гольдшмидт и этнограф Велвл Чернин.

— В Российской империи было юридически запрещено переходить в иудаизм, — объясняет Чернин казус высочан. — Поэтому сообщать о гиюре властям не спешили. Но документы XIX века подтверждают, что гиюры были, в том числе по отношению к субботникам. Это вызвало целую «раввинскую войну». В итоге глава раввинского суда России Пинхас Гольдшмидт опубликовал работу с анализом источников, почему ильинцы и высочане являются евреями.

Староста иудейского кладбища Зимы Геннадий Ильичёв

Алия возобновилась в 2022 году и совпала с очередным витком массовой эмиграции из-за войны с Украиной. Уехал и призвал уезжать других евреев, «пока ещё могут», Пинхас Гольдшмидт. Уехала смешанная семья Евгения Каца, воронежского еврея, женатого на субботнице. Сам Евгений срочно выехал после начала мобилизации, попав в знаменитую пробку в Дарьяльском ущелье. Покинув Воронеж во вторник, в Тбилиси он оказался только в субботу. Оттуда уже без приключений долетел до Тель-Авива.

Чтобы компенсировать вынужденную задержку из-за судебных тяжб, документы жителям Высокого оформляли быстрее, чем другим.

— Нам везде был зелёный свет, — восторгается высочанка Светлана Помятихина. — Мы просто заполнили анкету, и нам сразу назначили встречу с консулом. Другие репатрианты были в шоке, они ждали вызов годами.

По оценке Виталия Стармана, из Высокого в то время уехало от 150 до 200 человек.

Щи, каша и маца

— Чтобы в Израиль приняли, надо справки собрать, что родственники у нас захоронены, — рассказывает староста иудейского кладбища города Зима Геннадий Ильичёв. Ему за семьдесят, у него седые усы щёточкой и мощный нос с лёгкой горбинкой. По семейному преданию, его предок Петр Ильичёв пришёл в Сибирь с арестантской колонной в 1827 году.

— Я предоставляю справку и говорю: почему вы покидаете родную страну? На кого её оставляете?

Дворовый ЖЭК-арт в Зиме

Геннадий вспоминает, как бабушка, а потом и он сам с раннего утра готовили в русской печи на Пасху щи, гороховую кашу и мацу:

— Накалят кирпичи, положишь мацу, перевернёшь. Рядом — дровишки маленькие. Тогда она ровненькая, румяная. Луком натрёшь — вкуснятина! На каждого пекли мацу с 4–5 килограммов муки, потому что на Пасху хлеб есть нельзя, только её.

Родители Геннадия отмечали еврейские праздники, называя их на русский манер. Пурим стал Масленицей, Песах — Пасхой. Сам Ильичёв начал соблюдать религиозные традиции, вернувшись в Зиму после армии. К его вере соседи относились свысока:

— Субботников православные несильно уважали. Раньше мы скрывали, что готовимся к Пасхе. Хотя все в округе знали, что мы другой веры. Мы не пристали к евреям и отошли от православия, так остались между ними. Но чем я хуже других? Почему меня оскорбляют: «Ах, субботник такой, разэдакий»?

Женился Геннадий на православной: «Она мои законы почитает, я её законы стараюсь поддерживать».

После распада СССР Зима пришла в упадок. Теперь город, воспетый местным уроженцем Евгением Евтушенко, представляет собой скопище серых «хрущоб» по обеим сторонам железнодорожного узла. Во дворах — ржавые гаражи, в автобусах — объявления о наборе на фронт. Декоративный верстовой столб извещает: «До Москвы — 4942 км».

— Был промышленный город. Столько заводов! Сейчас маленький стал. Работы нет, — огорчается Ильичёв.

Субботники тоже почти исчезли. Миньян — необходимый кворум для богослужения — в местной синагоге держался до конца 1980-х. В середине 2010-х её разобрали на дрова. Теперь копию здания возводят в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», по соседству с избушкой Бабы-Яги и юртой шамана.

Дворовый ЖЭК-арт в Зиме

Многие старики перешли в христианство, в том числе и Борис Потапов.

— Всё распалось, руководителей не стало, а хотелось в преклонном возрасте что-то душой узнать, — объясняет он. — Я покрестился в Хабаровске в 2005 году. Стал Библию читать. Знал, что у неё еврейская основа, она исходит от Торы. Хотя по заветам еврейским это идёт, а верим мы в Христа.

У Бориса девять внуков и 12 правнуков. Еврейского имени нет ни у одного. Ильичёв друга-отступника не осуждает:

— Пропаганда такая. Везде по телевизору православие. Я единственный остался в общине. Верую, читаю книги, соблюдаю законы иудейские — Пасху, Масленицу. Стараюсь передать знания по наследству, но некому.

Только один из трёх детей Геннадия, младший сын Михаил, интересуется иудаизмом, читает религиозные книги и вместе с отцом катает мацу. Ильичёв надеется, что хоть он не даст исчезнуть в Зиме вере предков.

«Тут все евреи»

Если субботники, уехавшие в 1990-е годы, обосновались преимущественно в городе Бейт Шемеш, большинство новых репатриантов-высочан селятся в Нуф Ха-Галиль, возле Назарета.

Два года спустя после спешного отъезда из России Евгений Кац ездит по городу с наклейкой «Наглецы из Воронежа». Дети на летние каникулы отправляются в Высокий к дедушке с бабушкой, а в марте с одноклассниками, евреями и арабами, празднуют Пурим, который здесь никто не называет Масленицей. Евгений доволен жизнью, а вот жена-высочанка от Израиля не в восторге:

— Здесь отвратительные квартиры, дороги извилистые, меня укачивает постоянно. — жалуется она. — По специальности устроиться сложно, поскольку не знаешь языка. Поэтому идёшь работать на завод. Мужу здесь нравится, а мне нет. Я планирую уехать.

Пока она мечтает вернуться в Россию, некоторые россияне, по словам Бориса Потапова, пытаются обмануть консульство и, притворившись субботниками, эмигрировать в Израиль. Самому Борису и в родной Зиме хорошо:

— Наше государство сейчас на пике нормальной жизни. Пока Путин правит. Если выбросить войну, то отличная жизнь.

Корень оставшихся проблем, по мнению сына «врага народа», в том, что людей распустили:

— Все живое от страха существует. Ползёт мушка, хочешь убить — улетела. Боится. Так и мы, люди. Страх большой порядок наводит.

Кладбище зиминских субботников

Потапов уверен, что избавиться от вражды несложно:

— Чтобы дружно жили, надо на человечество большую беду навести. Вот живём мы хорошо, всё есть, но сосед соседа не знает. А если всех начинают разорять, все начинают помогать друг другу. Смотришь на Украину — в подвалах живут. Они до этого в доме мало кого знали, а сейчас куском хлеба делятся. Друг друга поддерживают. Как помирить соседей? Надо на обоих беду нагнать. Беда нужна для мира.

Борис поднимает бровь и многозначительно улыбается.

— В Зиме тяжёлая ситуация, — вздыхает в далеком Израиле этнограф Велвл Чернин. — Всех репатриантов из России сейчас принимают не очень, придираются. А зиминцам и вовсе надо проходить гиюр. Надо бы им помочь. Мы перед субботниками в долгу. Говорю это как еврей.

Сам Чернин уехал из СССР ещё в 1990 году. Бывший исполнительный вице-президент Российского еврейского конгресса, теперь он работает посланником по репатриации агентства Сохнут и продолжает изучать субботников. Включая молодую, возникшую три десятка лет назад общину в украинском селе Дешковица. Группа жителей Закарпатья перешла из христианства в ортодоксальный иудаизм.

— Они сражаются вместе со всем украинским народом, — рассказывает Велвл. — Глава общины — хирург, он с начала войны завален работой.

По словам Чернина, субботники на российско-украинской войне гибнут с обеих сторон фронта. Многие уехавшие в Израиль воюют в секторе Газа.

Живёт Велвл в поселении Кфар-Эльдад, в 12 километрах от Иерусалима. Во дворе у него растут гранат, яблоня и рожковое дерево — «им праведники питались, в том числе христианские, теперь мальчишки грызут стручки».

Почти половина жителей поселения — выходцы из России, Украины и Беларуси. На вопрос, бывают ли между ними конфликты из-за войны, Велвл отвечает просто:

— Тут нет ни русских, ни украинцев. Тут все евреи.

Следите за новыми материалами