0 км

«Место, где маленькие люди создают большие смыслы»

Как художник из Бурятии создал арт-резиденцию на земле предков — ссыльных украинцев

Полторы тонны старых окон, снятых после капитального ремонта из подъезда московской «сталинки», кедровая дранка,  советская посуда, дверные ручки, спасённые из заброшки —  в арт-резиденции «Устье» нет ни одной вещи без собственной истории. Все их собрал художник из Улан-Удэ Иван Кравченко, чтобы дать новую жизнь усадьбе прабабушки и прадедушки в деревне Кедровая на берегу Байкала. Сейчас там собираются художники и создают собственные проекты.

Ивану Кравченко было 22 года, когда он задумал создать место, где будут собираться художники, чтобы делиться опытом и творить. Сам Иван тоже художник, керамист. На карте у него лежали 30 тысяч рублей, других накоплений не было. Он продал велосипед и ноутбук, а потом собрал друзей и привёз их в деревню Кедровую, на берег Байкала, на участок, который ему достался от прабабушки и прадедушки. Дом к тому времени уже развалился. Крыша была покрыта прогнившей дранкой, мебель и полы украли.

Прабабушку и прадедушку Иван никогда не видел, они умерли до его рождения. В 1930-е годы их раскулачили и сослали в Сибирь из Украины. Шесть лет они скитались, пока не остановились на берегу Байкала, где купили дом в Кедровой, восстановили огород и остались навсегда.

Иван приезжал сюда с родителями из Улан-Удэ каждый год. Тогда здесь ещё стоял старый деревянный дом, а в нём — диван с высокой спинкой, старинный комод и буфет. Мальчик бродил по участку, где трава была выше него ростом, и ему казалось, что это место — волшебное.

Строить резиденцию Иван и его друзья начали с того, что разобрали старый дом. Из него решили сохранить навесы, двери, несколько бревен и дранку с крыши. Оказалось, что она из кедра, поэтому её почистили и декорировали ею новые гостевые дома.

«Мы хотим донести до людей идею экономии ресурсов, — объясняет Иван философию этого места. — Я использовал для строительства всё, что находил. Ходил на санитарные рубки и брал там деревья, что-то взял на берегу, куда в шторм Байкал выкидывает доски и палки. 70 процентов нашей арт-резиденции построено из хлама».

«Когда я вырос, меня кидало из стороны в сторону, — говорит 28-летний Иван Кравченко. — Я на инженера поучился, фотографом был. Но когда выправил свой путь и стал художником, то понял, что хочу создать место, где будут собираться художники со всего мира и делиться опытом.»

Для создания резиденции Иван использовал самые неожиданные материалы. Он отовсюду спасает старые окна, снятые после ремонта. Например, два года назад он привёз из Москвы в Бурятию полторы тонны окон, снятых во время капремонта из подъезда сталинского Дома нефтяников на Набережной Тараса Шевченко. Иван планирует построить из них теплицы и выращивать в них экологически чистые овощи.

Иван — большой ценитель советской посуды. Как художник-керамист он мог бы сделать для арт-резиденции авторские тарелки и кружки, но собирает советские, и именно в них подает гостям блюда. «Сохранение истории — это красиво. Через такие легкие касания мы даём людям новые углы, через которые можно посмотреть на старые вещи, — объясняет Иван. — Люди вспоминают, что у них дома тоже есть такая посуда, и понимают, что, оказывается, она красивая».

Строить резиденцию Ивану помогали четверо друзей-художников. Сейчас содержать «Устье» помогают помогают волонтёры, знакомые и родственники. На фото Иван Кравченко и Зина Шершун, куратор арт-резиденции.

Арт-резиденцию назвали «Устье». И не только потому, что она находится в устье реки Куркавки. «Устье — это место, где маленькая река впадает в большой Байкал, — говорит Иван. — И наш проект — это место, где маленькие люди создают нечто большое. Большие смыслы».

Кравченко считает, что в его резиденции «произошёл исторический поцелуй». Сталинский дом в Москве строили в 1930-х годах для работников нефтяной промышленности, для верхушки. И в эти же годы раскулачили и отправили в ссылку его родных. «То есть одним людям — всё, а другим — ничего. Но всё равно всё сошлось в одной постройке», — говорит Иван.

«Идея арт-резиденции в том, что художникам дают площадку, где они могут пожить и создать свой проект в определенной географии, — объясняет Иван. — Например, я японец и хочу сделать проект о Байкале. Это лучше получится, если приехать сюда. Кроме того, резиденция — это способ заманить в провинцию известных художников, чтобы они поделились опытом с начинающими».

Иван Кравченко показывает столешницу, которую он декорировал сам, когда жил в Москве. Теперь этот стол стоит на крыльце бани в резиденции «Устье», над ним висит будуарный фонарь.

Художники проводят друг для друга и гостей мастер-классы. Летом 2024 года в резиденции собрались восемь художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. На фото художница Антонина Осипенко презентует летопись арт-резиденции «Устья», которую она сделала из старого альбома. В арт-резиденцию на мероприятие можно приехать и без бронирования номера.

В «Устье» практически нет обычных вещей. У каждой — своя история. Ручки на дверях туалета и сундук, в который складывают грязное бельё, были спасены из заброшки. Сундук Иван отреставрировал. Его подруга Рита Другова разрисовала его гусями. Все гуси разные. Гостям резиденции предлагают выбрать любимого.

Сейчас Иван строит в «Устье» ещё одну мастерскую — он присоединил к резиденции участок двоюродного дедушки и восстанавливает там дом. Благодаря тому, что дом с печью, впервые в этом году резиденция «Устья» попробует работать зимой.

«Каждое лето на Байкале — особенное. Ещё ни одно не проходило плохо, — говорит Иван. — Я верю в симбиоз человека и места. Если ты делаешь хорошее дело, то место даёт тебе столько энергии, столько ресурсов, столько волшебства, и ты просто по маслу катишься!»

Чтобы не нарушить пейзаж и экосистему тайги, на территории «Устья» не косят траву — высокие полевые цветы и деревья заглядывают гостям прямо в окна.

Художники живут в «Устье» бесплатно, но помогают по хозяйству.

Иван Кравченко с детства считал, что дом прабабушки и прадедушки находится в мистическом месте.

К приёму первых гостей резиденция была готова через три года — летом 2021-го. В «Устье» восемь гостевых домиков на 24 человека, большая общая кухня, где гости сами готовят еду. Иногда Иван устраивает для гостей званые ужины. Принимают здесь не только художников, но и просто отдыхающих. Ночь в домике стоит шесть тысяч рублей, не зависимо от количества человек.

На территории арт-резиденции Иван с друзьями строили только небольшие деревянные дома. «Меня как художника и просто как человека сердит то, что у нас вообще нет визуального воспитания. Почему-то нас в школе математике, грамматике, правилам поведения учат, а эстетике — нет. Всё, что мы создали у себя, старались делать эстетично», — говорит Иван.

У Ивана большие планы. Он хочет выйти за пределы резиденции и построить «экосистему» вокруг неё. В этом году они с друзьями начнут строить пешую и велосипедную тропу от «Устья» до посёлка Танхой, длиной 15 километров. А когда тропа будет готова — открыть в резиденции станцию по аренде велосипедов.

Следите за новыми материалами