Материал подготовила команда проекта «Синие капибары», где наставники работают с начинающими журналистами.
«Засовывают в том числе контракт»
С начала войны количество выданных иностранцам российских паспортов постоянно снижается: в 2022 году гражданами РФ стала 691 тысяча человек (на 6,4% меньше, чем в последний довоенный год), затем это число ежегодно падало на 45%. В 2024 году россиянами стали только 209 тысяч иностранцев. Для сравнения — по данным МВД, в 2021 году гражданами России стало около 735 тысяч человек, более половины из них — это жители Украины, «в основном самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик».
Многие из тех, кто только недавно получил новый паспорт, отправились «в зону СВО». Весной 2025 года «на передовой», по словам председателя СК РФ Александра Бастрыкина, находились 20 тысяч натурализованных россиян.
Впервые о том, что в миграционных центрах иностранцам предлагают подписать военный контракт, стало известно в 2022 году. В начале мобилизации правозащитница центра помощи мигрантам «Тонг Жахони» Валентина Чупик сообщила, что в московском миграционном центре «Сахарово» иностранцам вместе с пакетом документов «засовывают в том числе контракт на добровольную военную службу». Позже активистке пришлось покинуть Россию, а миграционный центр «Сахарово», по данным «Радио Азаттык»**, среди правозащитников стал известен как «основной очаг привлечения мигрантов на войну».
В 2023 году о проблеме сообщали сами мигранты: у граждан Узбекистана, Таджикистана и уроженца Харьковской области Украины отказались принимать документы на российское гражданство без справки о заключении контракта. Всего в СМИ поступила информация о пяти таких случаях.
В конце августа 2025 года Валентина Чупик утверждала в разговоре с ЛБ, что подобная практика давно закончилась: «Проблема принудительной вербовки на войну реально существовала с 24 сентября 2022 по 17 июля 2023-го. Уже с 5 ноября 2022 принудительная вербовка рядовых мигрантов прекратилась, до июля 2023 продолжалась принудительная вербовка мигрантов — заключенных тюрем и колоний, а также обманная вербовка мигрантов в депортационных центрах».
Последний известный активистке случай такой вербовки произошел 17 июля 2023 года в депортационном спецприёмнике Челябинской области: мигранту предлагали подписать контракт, уверяя, что это поможет избежать высылки из страны. С середины 2023 года «Тонг Жахони» жалоб на принудительную вербовку не получал. По мнению Валентины, сейчас мигранты заключают армейский контракт добровольно, «за деньги и гражданство», причем в небольшом количестве — 100–200 человек в год, поскольку «россиян, которые идут на войну добровольно, достаточно».
Однако и в 2025 году в миграционных центрах продолжают подталкивать к подписанию контракта на военную службу «в зоне СВО». А те, кто не выражает заинтересованности в нем, могут столкнуться с проблемами.
«Люди переставали отвечать»
По подсчётам пожелавшей остаться анонимной экспертки центра «Призыв к совести» (он помогает людям, сознательно отказывающимся от военной службы), летом-осенью 2024 года в телеграм-бот центра написали четыре мигранта. Волонтёры не спрашивали у них ни гражданство, ни конкретное УФМС (управление федеральной миграционной службы), чтобы сохранить анонимность и обезопасить иностранцев. Но все четверо подавали документы на получение нового статуса на территории РФ и всем, по их словам, предлагали заключить контракт.
Один, по его словам, не стал подписывать контракт — и ему отказали. Обжаловать решение не получилось. Весной 2025 года иностранец повторно пришёл в миграционный центр, но ему снова сказали, что примут документы только после подписания контракта. Больше он не рискует.
Другой сообщил, что «подписал контракт» прямо в УФМС, куда пришел за видом на жительство (ВНЖ) и больше с правозащитниками не связывался. Еще двое рассказали схожие истории. Но юристам обращаться с запросами в госорганы не пришлось. Как поясняет экспертка, «люди либо переставали отвечать, либо решали просто ждать и не получать сейчас гражданство». По её словам, «это частая ситуация с правозащитной помощью — люди с миграционным опытом редко пишут и редко достаточно доверяют нам, чтобы дело шло дальше».
На схожие проблемы мигранты жалуются и в интернет-сообществах.
«Вчера подавал на ВНЖ [в миграционном центре „Сахарово“] и вышла неприятная ситуация — мне предлагали подписать контракт на службу. Я отказался (написал „не готов“), и мне сказали, что меня „отправят на родину“. Женщина явно не шутила, скорее пыталась склонить к подписанию», — тревожился анонимный студент из Казахстана в сентябре 2024 года в группе VK «Путь к ВНЖ, гражданству РФ (свободный форум)». Что произошло с ним впоследствии, неизвестно.
«47 лет, мне контракт или окончания СВО ждать сказали», — жалуется пользователь с ником «Сергей Никитин».
Пользователь с ником «Дмитрий Вересенко» уверяет, что требования сотрудников заключить контракт — это «перегибы на местах», и делится положительным опытом: «Я в 2023 получал гражданство, в Омске. Вставал на учет, спросили, есть ли желание, я сказал, что нужнее на гражданке. Вообще без вопросов, поставили на учет и через месяц выдали военник. Потом на [воинский] учет вставал в Воронеже, без проблем и принудительных контрактов…». В Москве Дмитрий, по его словам, тоже не сталкивался с трудностями.
«В качестве компенсации»
Миграционный центр в Нижнем Новгороде, будто по иронии, находится на улице Академика Сахарова. Весной для оформления документов сюда обратилась молодая супружеская пара — гражданин Молдовы и россиянка (её история опубликована в одной из тематических групп по получению документов). В переписке с ЛБ девушка рассказала, что через несколько месяцев после свадьбы муж попробовал получить российский ВНЖ через «платное окошко»: отдал 25 тысяч рублей за перевод, госпошлину и помощь в составлении заявления, чтобы документы были в порядке. Когда всё было готово, мужчину пригласили к инспектору. Тот, по словам собеседницы ЛБ, «окинул взглядом документы и протянул не памятку, а контракт, где только данные и подпись вписать нужно. Муж сказал, что это незаконно… На что тот инспектор сказал: „Если хочешь жить в этой стране, подписывай контракт“».
Она добавляет: «Рассказывали и про выплаты, и что вмиг получит ВНЖ и гражданство, а когда муж сказал, что ему это неинтересно, начали угрожать, что не примут документы вообще».

Мужчина отказался подписывать дополнительную бумагу и ушёл, но позвонил другому сотруднику центра. «Начал ругаться с ним, мол, деньги заплатил, чтобы незаконно ему отказали в принятии заявления? — пересказывает их беседу жена. — Тот сказал: „Да, это незаконно, приходите в любое время, мы всё примем“». Так и произошло. Правда, потом вместо ВНЖ всё равно пришел отказ — мужчина посетил не всех врачей в медкомиссии, а сотрудники центра допустили ошибки при переписывании документов. К тому времени срок его разрешения на временное пребывание уже заканчивался, и ему дали 10 дней, чтобы покинуть страну.
«Возможность завербоваться на войну»
Возможно, «контрактом» некоторые иностранцы ошибочно называют иной документ. В миграционном центре «Сахарово» заявителям дают на подпись «Бланк разъяснения гражданину права на дополнительные социальные и государственные меры поддержки в случае заключения контракта с Вооруженными силами Российской Федерации». В нем говорится, что по указу президента РФ иностранец, который заключил контракт с Минобороны России, может сразу обратиться за получением гражданства РФ для себя и близких родственников — минуя этапы получения РВП и ВНЖ. В таком случае стать россиянином можно за несколько месяцев, хотя обычно процесс растягивается на годы.
В конце памятки идёт строчка «Контракт о прохождении службы в Вооруженных силах Российской Федерации заключить» — и примечание: «написать собственноручно один из вариантов: готов; не готов; необходимо время для принятия решения (указать конкретную дату)».
В официальном перечне документов, необходимых для подачи на РВП, ВНЖ и гражданство РФ, подобных бланков нет. Данная практика в России не унифицирована и зависит от конкретного региона. Так, в миграционном центре в Санкт-Петербурге на улице Красного Текстильщика иностранцам раздают не официальные бланки, а памятки-рекламки военной службы. Пакет документов принимают без каких-либо письменных заявлений о контракте.
Правозащитница Валентина Чупик считает, что бланк разъяснения не имеет юридической силы: «Миграционным центрам спустили эту указивку, что они обязаны довести до сведения всех мигрантов возможность завербоваться на войну и сдать столько-то сотен подписей, подтверждающих ознакомление, — вот они и собирают подписи как доказательство того, что выполняют эту указивку».
Валентина не видит в подобных бланках опасности для мигрантов: «Было, что [сотрудники миграционных центров] отказывались принимать документы при отказе подписать справку о приеме документов, к которой было припечатано такое уведомление, — так и правильно отказывали! В некоторых случаях мигранты звонят об этом прямо из миграционных центров. Я вместе с сотрудником центра объясняю людям, что в „уведомлении“ нужно написать „ознакомлен, не согласен подписывать контракт“ — и проблема решается на месте».
Но порой на выбирающих вариант «не согласен» оказывают давление.
Как написал пользователь с ником khalilovs227 в отзыве на миграционный центр «Сахарово», сотрудница Оксана Копылова в апреле 2025 года сказала, что «принимает заявление только в том случае, если я подпишу согласие на заключение контракта с Вооруженными силами Российской Федерации».
Гражданин арабской страны, попросивший об анонимности, рассказал, что его другу с Ближнего Востока даже пришлось из-за этого вернуться на родину. Изначально он приехал в Москву учиться, окончил университет, получил РВП, но документы на ВНЖ не приняли — по его словам, из-за отметки «не готов» в бланке «разъяснения о контрактной службе». Чтобы избежать депортации, специалист уехал сам, когда срок действия РВП закончился.
При отказе представителя миграционного центра принимать документы анонимная экспертка центра «Призыв к совести» советует требовать оформления этого отказа в письменной форме и по возможности записывать имя и должность сотрудника. Есть шанс, что незаконное давление в таком случае прекратится. Если же оно продолжится, отказ можно будет обжаловать.
При навязывании военной службы можно обращаться напрямую в телеграм-бот центра: @agsnowarbot. «Призыв к совести» подготовил инструкцию на случай вербовки на русском, узбекском и кыргызском языках.
Редакция направила официальные запросы в пресс-службу МВД РФ и в один из миграционных центров, но на момент публикации статьи не получила ответа ни от одного учреждения.
**признано нежелательной организацией на территории России