Пострадавшего водителя отвезли в больницу, где врачи диагностировали ему черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Нападавших забрали в полицию. «Мне сказали, что этот мужчина в камере буянил, пытался крушить клетку, прыгал на неё, как обезьяна», — рассказывает Татьяна, побывавшая в тот день в отделении полиции.
По её опыту, каждые две-три смены медикам приходится сталкиваться с агрессией пациентов или их родственников. На сотрудников скорой могут нападать как физически, так и морально — оскорблять, повышать голос. Чаще всего агрессию проявляют пьяные. От побоев больше всего страдают мужчины, рассказывает Татьяна. Женщины-медики обычно стараются защититься, убежать. Мужчины считают бегство позором, чаще всего сопротивляются или принимают удары.
«На медиков часто нападают, но об этом не говорят. Стараются умолчать, боятся, что будут угрожать и могут пострадать близкие», — говорит Татьяна. Например, избитый водитель написал заявление в полицию, но он не хочет разговаривать с журналистами и называть своё имя. Боится, что нападавшие могут найти.
«Я убил и расчленил бригаду скорой помощи»
Меньше года назад Татьяну саму избили родственники пациента во время вызова. Оказалось, это была уже вторая скорая, которая приезжала по адресу. До этого мужчина, к которому вызывали медиков, отказался от осмотра. Кроме него, в квартире были ещё один мужчина и женщина, все трое были пьяны. У человека, которому требовалась помощь, загноились швы на рассечённом веке. За несколько дней до этого его избили, медики зашили рану. Нужно было ходить в поликлинику, обрабатывать швы. Но он этого не делал, рана воспалилась.
Татьяна начала записывать данные пациента. «Женщина не давала нам собрать анамнез, кричала: „Хватит разговаривать, помогите человеку“. Она сначала ходила из угла в угол, потом резко схватила длинную палку — это был косяк от двери — и стала наносить удары. Первый удар пришёлся мне по плечу. Ещё два раза она ударила второго фельдшера. При этом пациент вскочил и тоже замахивался на нас. Когда мы попытались прорваться к двери, меня толкнул второй мужчина, в возрасте, он вышел в коридор с тросточкой. Мы всё-таки смогли выскочить в подъезд, за нами по лестнице гнался мужчина с рассечённым веком. Вёл он себя совсем не как больной человек. Мы выбежали из подъезда и вызвали полицию, сообщили на станцию», — так описывает события Татьяна.
Суд оценил повреждения как «лёгкий вред здоровью». Нападавшим назначили пять тысяч штрафа, ещё они должны были публично извиниться перед медиками. «Они должны были сделать это на общей планёрке, но до сих пор не извинились. Думаю, договориться с ними практически невозможно. Они каждый день пьяные или под наркотиками», — говорит медик.
Татьяна вспоминает ещё один случай, который произошёл несколько лет назад. Из квартиры, куда её бригада — она, фельдшер, и медсестра — приехала на вызов ночью, были слышны крики. Громко звала на помощь женщина. Её грубо и неразборчиво обрывал мужчина. Медики не стали заходить в квартиру и вызвали полицейских. Когда те взломали дверь, увидели: только что мужчина зарубил топором женщину. Рядом с её телом лежала записка: «Я убил и расчленил бригаду скорой помощи». Чем этот вызов мог обернуться для Татьяны и её коллег, они даже думать боялись. Медики констатировали смерть и поехали на следующий вызов.
«Сотрудники скорой всегда находятся в опасной ситуации. Неизвестно, как поведут себя пациенты или родственники. Чаще всего нападения происходят в выходные дни, когда люди выпивают», — рассказывает Татьяна.
Достоверной информации, сколько нападений на сотрудников скорой происходит в России ежегодно, не существует.
В прошлом году приложение для медиков «Справочник врача» провело опрос. В нём приняло участие больше трёх тысяч человек со всей России. Это не только сотрудники экстренных служб, но и медики, работающие в поликлиниках и стационарах. 19% участников исследования заявили, что на них хотя бы раз за время работы нападали пациенты или их родственники. Почти 60% сказали, что до насилия дело не доходило, но выслушивать оскорбления со стороны пациентов или их родственников им приходилось. Более 20% опрошенных заявили, что у них никогда не было конфликтов с пациентами и на них никогда не нападали.
Большинство участников — 88% — согласились с мнением, в России нужно ужесточить наказание за нападение на медиков, выполняющих свою работу. А если причинён вред — нужно давать реальные сроки.
При этом 45% респондентов считают, что необходимо устанавливать тревожные кнопки на рабочем месте. А 44% сказали, что в кабинетах необходимо поставить видеокамеры, чтобы записывать беседы врача с пациентами. Около четверти опрошенных считают, что в больницах нужно увеличить число охранников.
«Чтобы мы не голыми руками руками оборонялись от палок и ножей»
Между тем, в Государственную думу неоднократно вносили проект закона, который давал бы сотрудникам скорых такое же право на неприкосновенность, как полицейским, военным, сотрудникам Росгвардии и ФСИН.
В 2015 году депутат Госдумы Андрей Крутов разработал законопроект, по которому нападение на медика могло иметь такие же последствия, как нападение на полицейского или другого представителя власти. За насилие, не опасное для жизни, или угрозу насилия в отношении врача скорой помощи предлагали наказывать тюремным сроком до пять лет, а за применение опасного для жизни насилия давать до 10 лет заключения. Но инициатива Крутова ни к чему не привела.
После серии нападений, о которых написали СМИ, в 2017 году минздрав России снова внёс в Государственную Думу закон, приравнивающий медиков к полицейским. После обсуждения эта инициатива трансформировалась в статью «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи», которая дополнила законодательство. То есть, наказать могут только тех людей, которые мешают работать медикам. Об особом статусе сотрудников скорой помощи речь уже не шла.
Следующая попытка законодательно защитить медиков была предпринята в 2021 году. Депутаты в очередной раз внесли законопроект, дающий медикам такое же право неприкосновенности, как у полицейских и других представителей власти.
Авторы законопроекта приводят статистику Минздрава РФ о том, что с 2010 по 2016 год на медиков нападали 1,2 тысяч раз, когда те исполняли свои обязанности. Это, по замечанию депутатов, «официальные цифры», тогда как «многие случаи нападений по разным причинам не фиксируются». Они также приводят данные собственного исследования о том, что в Москве четыре из пяти сотрудников скорой помощи в течение года подвергались оскорблениям, угрозам и физическому насилию.
Помимо того, депутаты предлагали дополнить закон «Об основах охраны здоровья граждан» нормой о бесплатном юристе, адвокате, которого должно давать медику, подвергшемуся нападению, министерство здравоохранения. Но в федеральном министерстве здравоохранения не поддержали инициативу. В медицинском ведомстве заявили, что все необходимые нормы для защиты медиков в законодательстве уже есть. Законопроект так и не был принят.
«Это очень важно, чтобы сотрудника скорой защищал закон. Ещё — чтобы у медиков была возможность защищаться физически. Хорошо бы организовать для сотрудников скорой занятия по самообороне. Одно время выдавали электрошокеры. Нужно научить пользоваться ими правильно. Чтобы мы не голыми руками руками оборонялись от палок и ножей», — говорит Татьяна.