Вина Яковлева состояла в том, что он дважды сорвал букву Z с входной двери Онохойской детской спортивной школы, и один раз высказался против «спецоперации» в Украине. Его высказывания тайком записала вахтёрша школы и передала директору Инессе Карпуковой. Та вызвала полицию и передала сотрудникам видеозаписи с камер наблюдения и диктофонную запись вахтёрши.
5 апреля Заиграевский районный суд Бурятии признал Яковлева виновным по административной статье ч. 1 ст. 20.3.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил РФ». Общая сумма штрафа составила 90 тысяч рублей. Срок погашения — два месяца.
Денег на оплату штрафа у тренера не было. Он собирался занять их у друзей или продать лодочный мотор, который недавно купил.
После выхода публикации об этой истории, на почту редакции пришло полсотни писем с просьбой дать реквизиты тренера. Помочь ему захотели рэпер Face (внесён в список иноагентов — ЛБ) и политик Любовь Соболь (внесена в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга — ЛБ). «Тот момент, когда у тренера из глубинки больше смелости и достоинства, чем у олимпийских чемпионов», — написала читательница ЛБ в личном сообщении в Facebook.
Стихийный сбор средств для Яковлева начался в соцсетях. Его реквизиты опубликовали в бурятских пабликах. За два дня Яковлеву на карту прислали около 200 тысяч рублей. Яковлев говорит, что больше денег ему не нужно и просит остановить сбор.
— Разными платежами шли, по 100, 200 рублей, — добавляет Валерий Яковлев. — У людей и у самих то денег нет, а они мне присылают! Целый день отвечаю на смски. Люди в основном благодарят за мой поступок. А какой поступок то? Просто сказал, что думал. Сначала расстроился, когда всё так вышло, ругал себя что надо учиться язык за зубами держать. Но теперь, наоборот рад что так всё получилось.
Излишки собранных средств он хочет отдать правозащитному фонду, чтобы помочь кому-то ещё. Часть денег думает потратить на покупку спортивной формы для детей, которые у него тренируются. Сейчас он на свои деньги возит ребятишек на соревнования в Улан-Удэ, потому что спортивная школа такие поездки не оплачивает. «А без соревнований, какой спорт», — говорит Валерий. На форму для детей денег у спортшколы тоже нет.
В спортшколе он не был штатным сотрудником, на свободной основе вёл занятия по стрельбе из лука. Работает он в управлении спорта и молодёжной политики районной администрации. После суда Яковлев опасался, что потеряет работу. Занятия в спортшколе он вести больше не хотел.
— Но теперь, после такого резонанса, трогать меня не стали, — говорит Валерий. — В администрации обещали помочь со спортзалом и я по-прежнему буду тренировать ребятишек.
Иллюстрация на обложке: Татьяна Абатурова