«Зачем покупать троллейбус в два раза дороже»

Братск и Чита купили троллейбусы с умными навигаторами для мегаполисов
9 марта 2023·Событие
690 км

Мэрия Братска купила троллейбусы, оснащённые высокоинтеллектуальными навигационными системами для крупных мегаполисов. В небольшом городе использовать их бессмысленно. «Умные» троллейбусы стоят в два раза дороже.

О покупке 45 троллейбусов сообщил в феврале мэр 220-тысячного Братска Сергей Серебренников. Сейчас на сайте Госзакупок выставлены семь контрактов на покупку 31 троллейбуса на общую сумму 645 миллионов рублей. С августа по декабрь 2022 года их заключили Братское троллейбусное управление и Комитет по управлению муниципальным имуществом. Поставщиком выбран ООО «Торговый дом «Транс-Альфа».

В среднем один троллейбус, приобретённый в августе 2022 года, обходился бюджету города в 17-18 миллионов рублей. Троллейбусы той же самой категории в 2023 году будут поставлены городу уже по цене в 33 миллиона рублей — почти в два раза дороже.

Речь идёт об одной и той же модели троллейбусов. Они вмещают по сто пассажиров и имеют 30 сидячих мест. Но в «дорогих» троллейбусах устанавливают бескондукторные салонные терминалы и другое импортное оборудование. Оно предназначено для подсчёта пассажиропотока, радиоинформирования пассажиров с ограниченными возможностями. Там есть системы видеорегистрации и видеонаблюдения, инновационные системы навигации для водителя, которые следят, чтобы он не уснул во время движения. Их используют в городах-миллионниках с большим пассажиропотоком.

Троллейбусы с такими системами покупали в Санкт-Петербурге и Красноярске в 2022 году. «В конкурсной документации к госконтрактам детально прописаны технические требования к навигационным системам, — отмечает эксперт в области государственного бюджета, кандидат экономических наук Роман Ерженин. — Учитывается скорость модема, параметры передачи данных, сотни требований на нескольких листах. Открываешь конкурсную документацию того же Братска к этим же троллейбусам — все технические требования помещаются в одну строчку».

Похожие контракты заключали в Чите. В августе-октябре 2022 года бюджет приобретал троллейбусы за 16-17 миллионов рублей, а в 2023 году за один троллейбус покупатели решили платить по 33 миллиона рублей.

«Дешёвые» версии троллейбусов в 2022 году покупали администрации Петрозаводска и Брянска.

При этом в отношении поставщика троллейбусов — ООО «Торговый дом «Транс-Альфа» — в 2022 году были выставлены десятки претензий за просрочку исполнения контрактов. Например, Санкт-Петербургское унитарное предприятие городского электрического транспорта только по одному госконтракту выставило 12 претензий на общую сумму штрафов и пеней на 8 миллионов рублей.

«220-тысячному Братску или 330-тысячной Чите почему-то понадобились системы для мегаполисов, — говорит Роман Ерженин. — При этом оба города имеют дотационные бюджеты и массу нерешённых социальных проблем. Зачем им покупать троллейбусы в два раза дороже, когда можно купить их в два раза дешевле?»

Иллюстрация на обложке: изображение сгенерировано искусственным интеллектом.

Следите за новыми материалами