Ольга Иванова (имя героини изменено в целях её безопасности — ЛБ) живёт в городе Борзя. Там располагается несколько воинских частей, многие контрактники уехали на «спецоперацию». По данным на 29 сентября, почти 500 борзинцев были мобилизованы — при том что в городе проживает около 30 тысяч человек. Всё это привело к подъёму патриотического духа — горожане завели сразу несколько групп в разных соцсетях, где собирают для военнослужащих тёплые вещи и деньги на квадрокоптеры и оптические прицелы.
«В одной из таких Viber-групп в середине октября участницы начали радоваться, что по Украине прилетают снаряды. Писали что-то типа „такая ответка замечательная“, — рассказала ЛБ Ольга. — Я не выдержала. Сделала скриншот и выложила у себя на странице. Написала, что женщины тупые и как можно радоваться смертям».
Ольга поясняет, что имела в виду смерти не только украинских жителей, но и российских военнослужащих. «За что они погибают, непонятно», — говорит она. Сейчас на «спецоперации» находится 23-летний младший брат Ольги. В прошлом декабре он отслужил срочником, а в конце сентября нынешнего года его мобилизовали. Молодой человек — уже на территории Украины, вестей от него нет несколько дней.
Скриншот провисел на странице у Ольги меньше суток. Администраторы группы заметили его и удалили Иванову из группы. После этого в группе развернулось обсуждение. Ольгу называли «тварью» и «пропагандисткой», удивлялись, как «её носит земля». «Участницы опубликовали мой точный адрес, мою девичью фамилию, начали выкладывать мои личные фотографии, фото моей годовалой дочери, — рассказывает Иванова. — Была настоящая травля. Потом я уже закрыла страницу, но было поздно».
Всё это продолжалось несколько дней. Ситуация стала ещё хуже, когда Ольга сделала репост записи одного из пабликов: там под фотографией Владимира Путина стояла надпись «Военный преступник». Участницы патриотической группы стали призывать пожаловаться на Иванову в ФСБ и в прокуратуру. Репост Ольга удалила уже через полчаса: «поняла, что с такими людьми лучше не связываться».
Пришли к Ивановой через несколько дней. Сначала — представители ФСБ, потом — прокуратуры. «Скорее всего, на меня донесли участницы этой Viber-группы, — предполагает она. — Кто конкретно — я не знаю».
На суде Ольга признала свою вину и пообещала, что «впредь подобного не допустит». «Я не хотела усугублять ситуацию, — объясняет она. — У меня маленький ребёнок. Ещё и с мужем мы поругались из-за всего этого, он говорил, что я его позорю». Суд учёл раскаяние, а также то, что Иванова воспитывает дочь и что семья не богата. Девушке выписали штраф, который в два раза меньше минимального. За дискредитацию армии штрафуют минимум на 30 тысяч рублей.
Хейтеры не забыли историю Ивановой. Вчера в группе выложили информацию о суде. «Ни одного хорошего комментария там нет, — вздыхает Ольга. — А один из комментаторов написал, обращаясь ко мне: „Надо кишками выложить твоё имя на заборе“».
Иллюстрация на обложке: изображение сгенерировано искусственным интеллектом.