«Родители сами делали дровяные печки»
Жительница Новокижингинска Наталья Спиридонова рассказывает, что её дети в начале декабря стали жаловаться на то, что в классах холодно. Об этом Наталья написала на официальную страницу главы Бурятии Алексея Цыденова. Он не ответил, но зато к ней приехали сотрудники районной администрации и прокуратуры.
Вместе они пошли в школу — в одном из кабинетов на тот момент температура была десять градусов. Позже сотрудники Роспотребнадзора решили, что детям при такой температуре находиться в классах нельзя. Школу закрыли на неделю.
«Мне объяснили, что школа и сад виноваты в том, что не утеплились, — говорит Наталья. — Я ответила, что там окно шириной три метра и со всех сторон сантиметров 30 пустоты. Когда окна устанавливали, закрыли полости гипсокартоном или чем, и на этом всё. На выходных приходили папы учеников, пенопластом закрывали, пенили эти щели».
Два года назад родители на свои деньги уже утепляли кабинеты. В этом году материалы закупила школа. Температура в кабинетах поднялась всего на один градус, но школу открыли.
«Сын пошёл на занятия и написал мне сообщение: „Мама, я замерзаю, у нас в классе восемь градусов. Я сижу в куртке“», — вспоминает Наталья. Она приехала в школу, вместе с директором зашла в класс и убедилась в том, что в там действительно холодно.
Наталья поехала на котельную и записала видео. Директор и главный инженер подтвердили на камеру, что по теплотрассе идёт вода температурой 46 градусов при норме 56-60.
Спиридонова попросила односельчан разослать это видео по группам. Тогда она и написала обращение на странице главы Бурятии. «Проблема с отоплением длится годами, — говорит она. — Когда мои дети ещё ходили в детский сад, родители сами делали дровяные печки. Мы на свои деньги покупали дрова и отапливали детский сад. Не знаю, как сейчас».
Дети Натальи учатся в четвёртом, шестом и одиннадцатом классах. В школу Новокижингинска ходит больше 170 детей, в детский сад около 60.
«Посёлок депрессивный»
— Всего хватает, хватает, всё завезли, — скороговоркой отвечает по телефону глава Кижингинского района Геннадий Лхасаранов. В этот район входит Новокижингинск. Лхасаранов объясняет, что в домах холодно из-за аварии. Из системы спускали, а потом закачивали 330 тонн воды. В селе из-за этого на три дня отключили воду.
— Там же посёлок депрессивный. Конечно, всегда тяжело проходим зимний отопительный сезон.
— Что значит депрессивный? — спрашиваем главу.
— Как вот на севере посёлки есть, так тут такое же состояние. Инфраструктура вся устарела. Многие квартиры пустые, никто не платит за отопление, жилфонд стареет.
На вопросы, сколько квартир в селе брошены и какие долги у населения, Геннадий Лхасаранов точно ответить не смог. А после просьбы прокомментировать проблемы с ремонтом в школе посоветовал спросить у самих жителей и бросил трубку.
Лхасаранов входит в политсовет партии «Единая Россия» республики. Он руководит районом с 2011 года: сейчас у него третий срок. В 2021 году в районе отказались от прямых выборов и Лхасаранова на должность главы администрации назначил местный совет депутатов.
В советское время Новокижингинск был рабочим посёлком на шесть тысяч человек. Недалеко от него добывали бериллий на Ермаковском месторождении. Оно считается уникальным не только для России, но и для мира из-за лёгкости обогащения руды. Металл относится к числу стратегически важных элементов и незаменим в ядерной, аэрокосмической, электронной промышленности, электротехнике и других высокотехнологичных отраслях. К 1989 году добычу прекратили. Сейчас бериллий в Россию поставляют из Китая, США и Казахстана.
В посёлке квартиру «с ремонтом, евроокнами» сейчас можно купить за 300 тысяч рублей, «без ремонта» — за сто. Те, кто не может продать жильё, заколачивает окна и бросает дом. В Новокижингинске остались не заброшенными больше 20 двухэтажек, одна четырёхэтажка, одна пятиэтажка, а также улица частных домов, подключённых к центральному отоплению. Во многих квартирах живут те, кто осваивал месторождение в 1970-е годы.
Сейчас работы в посёлке мало. Мужчины в основном ездят на вахты. Женщины работают в детском саду, школе и детском доме. Сама Наталья — продавец в магазине. В Новокижингинске едва ли наберётся полторы тысячи жителей.
«В котельной даже света нет»
Глава района Геннадий Лхасаранов всё-таки съездил в замерзающее село. Утром 14 декабря вместе с комиссией из прокуратуры он побывал в квартире у жительницы с инвалидностью. Она передвигается на коляске и живёт одна в квартире с центральным отоплением, но температура там не выше 12 градусов.
«Моя пожилая мама тоже живёт в доме, там есть центральное отопление, — отмечает Наталья. — Эту квартиру я ей купила с надеждой, что ей не придётся топить печь: после операции на сердце ей нельзя поднимать тяжести. Но батареи прохладные, в доме холодно, маме всё равно нужно топить печку, покупать дрова. При этом она платит 100% за отопление. Я несколько раз жаловалась в МУП „Тепловик“, где мне сказали: тепло подаётся по нормативам, а проблема в квартире моей мамы в непромытых батареях».
После этого Наталья вместе со старостой села приехала в котельную, где увидела совсем другую картину. Оказалось, что угля нет, работает два котла из трёх. «В котельной даже света нет, там темнота, понимаете? — возмущается Спиридонова. — Инженер мне сказала, что из-за дефицита топлива скоро придётся остановить и ещё один котёл».
Коммунальщики «Тепловика» уверяют, что на котельной Новокижингинска есть 100 тонн топлива, которых хватит на пять суток. Чтобы сделать запас, они планируют в ближайшие дни привезти 430 тонн угля.
Наталья Спиридовона выяснила: перебои с поставками топлива произошли из-за того, что разрез в Забайкалье, где берут уголь, не работал с 12 по 14 декабря. По какой причине был простой и почему коммунальщики не сделали запас, ей никто ответить не может.
Ситуацию вокруг замерзающего Новокижингинска взял под контроль глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин — потребовал провести в селе проверку. После этого в школу срочно купили 13 обогревателей, кабинеты нагрелись, дети перестали жаловаться на холод. Но утром 15 декабря в Новокижингинске снова произошла авария на котельной. Несмотря на обогреватели, в классах снова стало холодно и детей отправили на дистанционное обучение.
Иллюстрация на обложке: изображение сгенерировано искусственным интеллектом.