В ноябре 2022 года председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление, которое разрешает властям регионов самим вводить дифференцированные тарифы на электроэнергию. Позже ВЦИОМ опубликовал результаты опроса: 53% иркутян поддерживают введение дифтарифов. Против выступили 35%, ещё 12% затруднились с ответом. Из тех, кто за дифтарифы, 69% считает, что майнинг приводит к авариям и перебоям с электричеством. Респонденты также рассказали, что готовы признать сверхпотреблением расходы выше 2 тысяч кВт/час для благоустроенной квартиры и 8,4 тысячи кВт/час — для частного дома.
В январе «Лента.ру» и «Эксперт» сообщили, что жители Иркутской области обратились к президенту Путину с просьбой ввести в регионе дифтарифы. В письме говорится, что это позволит снизить нагрузку на бытовые сети. Обращение подписали около двух тысяч человек — отмечается, что это было сделано в «рекордно короткие сроки».
При этом петиция против дифтарифов на платформе Change.org, адресованная губернатору региона Игорю Кобзеву и депутатам Заксобрания, набрала более 16 тысяч голосов. Её автор, депутат Думы Ангарска Андрей Болгов уверен, что изменения коснутся не только майнеров, но и каждого жителя Иркутской области. Тариф, по его словам, могут повысить с 1,3 рубля за кВт до 3–4 рублей и даже больше. В итоге счета за электроэнергию вырастут в несколько раз.
«Сторонники дифтарифа уверяют, что большинство людей изменения не почувствуют, это затронет только владельцев трёхэтажных коттеджей, которые потребляют 12 тысяч кВт/час, — поясняет Болгов. — Но если дифтариф введут, энергетики смогут двигать эту планку, как им заблагорассудится. Сначала это будет, например, 12 тысяч кВт/час, а через полгода — уже пять тысяч. Важно не допустить этого прецедента, потому что обратной дороги не будет».
Болгов отмечает, что майнинг сейчас не особо актуален, потому что доходность сократилась из-за падения курса криптовалют. Майнеры, которые на своих фермах потребляют электричество в промышленных масштабах, платят по тарифам для юридических лиц. Тех же, кто майнит у себя дома или в гараже, энергетики, как говорит депутат, быстро вычисляют.
По мнению Болгова, в первую очередь от введения дифтарифов пострадают жители садоводств. После дачной амнистии многие молодые семьи, которые не могли купить квартиру в городе, переехали на дачи и прописались там. Дома отапливаются дровами или обогревателями, поэтому жители будут платить за электроэнергию больше, особенно в морозы.
«У нас люди любят придумать себе врага и объединиться против него, — говорит Болгов. — В декабре в Иркутске были пролоббированые энергетиками мероприятия в поддержку дифтарифов — с самоварами, плюшками и сбором подписей. Прохожих спрашивали: „У вас часто свет отключают? А вот введут дифтариф и отключать не будут“. В итоге люди подписывались, особо ни во что не вникая».
Депутаты Думы Ангарска в конце прошлого года отправили коллективное обращение губернатору и правительству Иркутской области и попросили ввести пятилетний мораторий на принятие дифтарифа, но конкретного ответа, по словам Болгова, не получили.
Болгов напомнил, что в сентябре нынешнего года пройдут выборы в Заксобрание региона. Депутат считает, что до этого времени власти не будут вводить дифтариф, чтобы не вызвать недовольство избирателей.
Жительница посёлка Мегет под Ангарском Татьяна Федорович говорит, что аварийные отключения электричества происходят не из-за майнеров, а потому что изношены сети. «Ничего не ремонтируется со времён СССР, — жалуется она. — Некоторые столбы истлели в труху и буквально висят на проводах. Поэтому, как только начинается сильный ветер, электроэнергия сразу отключается».
Федорович живёт в двухэтажном доме с тёплыми полами, она беспокоится, что с введением дифтарифов за электричество придётся платить в несколько раз больше. «Я не знаю ни одного человека, который бы поддерживал эти дифтарифы. Люди уже понимают, в какую дыру нас пытаются запихнуть», — отмечает Татьяна.
Активист из Иркутска Алексей Жемчужников назвал идею введения дифтарифов «тупым пиаром энергетиков и их откровенной попыткой залезть в карман к жителям».
«В Иркутской области самый дешёвый тариф на электроэнергию в стране, поэтому энергетики развернули такую агрессивную кампанию за принятие дифтарифов, чтобы получить больше прибыли, — уверен Жемчужников. — Население, к сожалению, сейчас пассивно. Но когда люди начнут с удивлением рассматривать цифры в своих платёжках, то поймут, что их снова ограбили. Власти явно недооценивают, какую социальную напряжённость могут создать, потакая банальной коммерческой жадности энергетиков».