70 км

«Получается такой жанр — наивное искусство»

Чем отличаются интерьеры в городских и деревенских школах

Чем дальше от города, тем больше уникального и человеческого в школьных интерьерах, тем меньше казённого. Такую закономерность вывел наш фотограф, пока снимал школьные интерьеры для репортажей «Людей Байкала» из самых разных городов и посёлков Иркутской области и Бурятии.

В городе школы мало чем отличаются друг от друга. Они выстроены по одинаковым проектам и наполнены одинаковым оборудованием, которое строго соответствует общим для всей страны стандартам. Даже стенды с рисунками и таблички на дверях кабинетов часто крайне обезличены и просты.

«Государственные интерьеры пропитаны бюрократией, — говорит наш фотограф. — Они не созданы для того, чтобы быть красивыми. Они созданы быть функциональными и соответствующими ГОСТу. И это очень обидно, потому что за те бюджеты, которые на них тратятся, не проблема найти хороших дизайнеров, которые сделают уникальный интерьер для каждой школы — собственный школьный мир».

Чем дальше от крупного города и от надзора чиновников, тем больше уникального и самобытного появляется в школьных интерьерах. «Мне интересно находить эту самобытность, — говорит наш фотограф. — Это либо сохранившаяся советская самобытность, либо современная».

В школе в эвенкийском посёлке Вершина-Тутуры работает музей, в который местные жители приносят старинную утварь и охотничье снаряжение. Дети и сейчас охотятся вместе с отцами, часто отпрашиваются с уроков «в лес, с отцом» или «на озеро».

Современная самобытность немного наивна. По сравнению с советским временем, в ней утрачены многие принципы работы со шрифтами, цветом, экспозицией.

«Это самобытность, которая идёт не от опыта и знаний, а от незнания, — говорит фотограф ЛБ. — Это когда художник без особых навыков что-то делает от души. Получается такой жанр — наивное искусство. Это как-то здорово, приятно, интересно».

Примеры наивного искусства можно найти в оформлении школы в посёлке Седаново Иркутской области.

В посёлках Мамско-Чуйского района время как будто остановилось. Школы здесь строили в советское время, «на вырост». Думали, что посёлки будут развиваться. Но в этих местах перестали добывать слюду, и люди начали уезжать. Сейчас огромные школы стоят почти пустые.

С советских времён в них сохранились деревянные панно и барельефы. На полу и стенах — мраморная плитка. В посёлке Витимском в трёхэтажной школе площадью больше трёх тысяч квадратов учатся 28 детей. Тридцать лет назад, когда школу только построили, в две смены занимались 610 детей.

В соседнем Мусковите учатся восемь детей, из них одну ученицу привозят из Колотовки. В советское время в Колотовке была своя школа, в неё ходили больше 200 детей, примерно столько же училось в Мусковите. Сейчас на восьмерых учеников школы приходится вдвое больше работников: 10 педагогов и шесть технических сотрудников. Больше в посёлке работать негде.

«Разговоры о важном» в школе эвенкийского села Вершина-Тутуры ввели, как и во всей стране. Но показать школьникам ролики про День народного единства или символы России не всегда удаётся: в школе низкая скорость интернета — 256 кбит/сек. Этого хватает, чтобы проверить почту. Но показать видео с сайта — невозможно. Приходится скачивать ролики заранее.

На поднятии флага дети выстраиваются в коридоре: больше места для этого нет. Возле кабинета технологии стоит небольшой флагшток, рядом — портрет Путина и распечатанные слова гимна РФ. Учителя приносят колонку и включают гимн с мобильного телефона.

Десятиклассники школы в Витимском сами сделали «Книгу Выпускника», в которой листы из тонких пластин дерева. По дереву выжжены строчки — слова благодарности учителям, пожелания, фамилии выпускников.

Школу в Вершине-Тутуры родители учеников называют «гнилой и драненькой». Жителям обещали, что в 2022 году начнут строить новое здание. «Но так и не начали», — отмечает директор Татьяна Станиловская. Она не знает, почему строительство не идёт.

В прошлом году в вершино-тутурской школе полностью заменили крышу. Но ни учителя, ни родители этому не рады. «Если нам сделали новую крышу, новую школу уже не построят, — делится общим мнением Татьяна Станиловская. — Может быть, даже никогда».

В школах Мамско-Чуйского района температура в классах зимой не поднимается выше 18 градусов. Прогреть огромные, полупустые здания трудно, а трубы отопления и батареи старые, забиты окалиной, из-за этого плохо пропускают тепло. Дети и учителя стараются одеться потеплее и пореже выходить в коридоры — в классах стоят обогреватели и там теплее.

Здание школы в деревне Бирюлька, это в пяти часах езды от Иркутска, несколько лет назад отремонтировали по новым стандартам — наружные стены покрыли сайдингом, внутри обшили гипсокартоном. Только полы остались деревянные, выкрашенные коричневой масляной краской, как и до ремонта. Учителя сами поставили палисадник вокруг школы. Весной вместе с детьми высаживают в нём цветы. В Бирюльку мы ездили писать репортаж о том, как учительница истории подралась с учительницей литературы прямо в школе.

Следите за новыми материалами